РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система деятельности по организации условий для развития исследовательских способностей и коммуникативных компетенций учащихся.

Система деятельности по организации условий для развития исследовательских способностей и коммуникативных компетенций учащихся.

Современная стратегия модернизации содержания общего образования предлагает обновленный вариант перспективных целей общего образования, условий их достижения, новую направленность содержания образования, и как одно из оснований обновления образования - компетентностный подход. Прекрасным средством, позволяющим изменить структуру, содержание и организацию образовательного процесса является профильное обучение. Оно дает возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения образования, а в конечном итоге позволяет формировать все ключевые компетентности. 

Более 15 лет я работаю в классах медико – биологического профиля. Развитие творческого потенциала и способностей обучающихся осуществляется через комплекс урочной и внеурочной деятельности по предмету; использование педагогической технологии дебатов как средства создания позитивной воспитательной среды, а также формирования исследовательских способностей и коммуникативных компетенций обучающихся.

Система урочной деятельности заключаются в:

  1. организации углубленного изучения биологии, физики, химии;
  2. ведении элективных курсов по темам: молекулярная биология, основы генетики человека, механизмы органических реакций, химия в повседневной жизни человека, экология, медицинская физика;
  3. организации специализированного курса «Введение в специальность» на базе Уральской государственной Медицинской Академии;
  4. проведении системы лабораторных занятий по следующим направлениям – прикладная биология, прикладная физика, прикладная химия.
Система внеурочной деятельности осуществляется в двух приоритетных направлениях: подготовка к олимпиадам по биологии, экологии, химии (ежегодно учащиеся становятся призерами Всероссийского этапа олимпиады) и организация научно - исследовательской деятельности учащихся (написание рефератов, создание учебных проектов, презентаций, тематических докладов), позволяющая участвовать в НПК, Всероссийском проекте «Шаг в будущее», конкурсе имени В. И. Вернадского и др.

В построении процесса обучения отдаю предпочтение интерактивным формам (например, технология дебатов) и рассматриваю их как основу для развития коммуникативной компетентности обучающихся и воспитания. Ежегодно я организую проведение дебатов в 8 – 11 классах. В восьмых и девятых классах, такую форму работы организую один или два раза в год, в десятых и одиннадцатых классах - два или три раза. Это связано с тем, что подготовка дебатов требует серьезной предварительной работы учащихся с дополнительной литературой; учителю необходимо провести консультации для каждой команды; очень важно подготовить весь класс к обсуждению проблемы.

Классическая форма проведения дебатов предусматривает организацию занятия по следующим правилам:

  1. Учащиеся по желанию делятся на три команды.
  2. Одна команда представляет утверждающую позицию, вторая – отрицающую, третья – представляет аудиторию слушателей.
  3. В первой и второй команде выбирают по три спикера (У1 – первый утверждающий спикер, О3 – третий отрицающий спикер и т.д.) 
  4. Спикеры продумывают общую стратегию выступления, обсуждаемые аспекты, вопросы для второй команды.
  5. От каждой команды выбирают по одному представителю в судейскую группу.
  6. Каждый спикер может выбрать себе помощника (консультанта) для подготовки выступления.
  7. Оставшиеся члены команд готовят оформление кабинета (газеты, плакаты и др.).
  8. Представители группы слушателей в ходе дебатов имеют возможность высказать свое мнение, привести интересные примеры, факты, задать вопросы, представить результаты социологического исследования и др.
  9. Данная форма работы позволяет привлечь к подготовке и проведению занятия всех учащихся.
Использование дебатов как модели построения учебного процесса имеет ряд достоинств:
  • более глубокое по сравнению с обычным усвоение предметного содержания;
  • применение знаний, обобщений в самых различных ситуациях;
  • выработка более глубоких решений и подходов к обсуждаемым проблемам;
  • развитие творческого мышления;
  • гораздо большее количество идей, их глубина, оригинальность,
  • эмоциональная вовлеченность, интерес и воодушевление учащихся в ходе учебного процесса.
Как могло бы показаться на первый взгляд, содержащиеся в учебной дискуссии моменты расхождений, несогласия, столкновения мнений способны отрицательно влиять на взаимоотношения между одноклассниками. Однако, практика показывает, что использование этой модели улучшает взаимоотношения между учащимися, повышает уверенность каждого в своих учебных возможностях, т.е. улучшает самооценку, отношение к учебному предмету и обучению в целом.

Учителю совместно с учащимися очень важно определить тематику дебатов. Обсуждаемые вопросы прежде всего должны быть интересны детям, познавательны, позволяют анализировать нравственные проблемы – это и будет способствовать их воспитанию.
Ежегодно тематика дебатов может корректироваться. Например, в 8 классе учащиеся очень эмоционально обсуждают такие темы, как «Каждое мертвое животное – это тысячи спасенных людей», «Здоровый образ жизни – залог долголетия». Здесь основной функцией дебатов является мотивационно – побудительная - мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, что очень важно в подростковом возрасте.

В 9 классе можно предложить для обсуждения такие темы, как «Люди, больные СПИДом, нуждаются в нашем внимании и поддержке», «Характер человека передается по наследству». Доминирующей функцией в этом случае будет воспитывающая - оказывает воздействие на личность обучающихся, расширяя кругозор и развивая мышление, творческую активность, речевую культуру, умения и навыки публичного выступления перед аудиторией.

В 10 классе обсуждаем более сложные вопросы: « Клонирование – один из перспективных методов биологии», «Смена пола помогает обрести себя, свое собственное я», «Суррогатное материнство – возможность иметь собственного ребенка». Доминирующей функцией при этом, на мой взгляд, является компенсаторная, она приближает учебную деятельность к реальным жизненным ситуациям.

С выпускниками стало традицией обсуждать более серьезные вопросы, касающиеся работы медика: «Врач не имеет права на ошибку», «Применение эвтаназии в медицине допустимо». Основной функцией является ориентирующая, которая способствует умению ориентироваться на примере конкретной ситуации и отбирать средства для решения той или иной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Кроме этого, любой будущий врач, прежде всего сам должен иметь определенные убеждения по обсуждаемым вопросам. Тематика и количество проводимых занятий может меняться на основе согласования с учащимися. В процессе учебного общения у школьников появляется и крепнет чувство уважения к другому человеку, к его позиции, мысли, иными словами стимулируется развитие того комплекса чувств, которые в конечном итоге определяют нравственный облик личности. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебная дискуссия во время дебатов, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей.

Таким образом, дебаты является эффективным механизмом формирования:

  1. Предметно-информационного компонента образованности. Учащиеся овладевают знаниями не путем заучивания правил, а в процессе исследования учебной задачи.
  2. Деятельностно - коммуникативного компонента образованности. Учащиеся приобретают навыки информационного, мотивационного, ценностного обмена, согласования точек зрения, ответственности в совместной деятельности.
  3. Ценностно-ориентированного компонента результата. Ценности и смыслы открываются при включении ребенка в систему отношений.
Организуя творческую деятельность, я убедилась в том, что на уроке может царить радость сотворчества, удовлетворенность результатом, если дать возможность каждому ребенку почувствовать, что, как и все остальные, он способен проявить себя, что, в свою очередь, создает социально-психологическое единство педагога и обучающихся, необходимое для продуктивной совместной деятельности.

Организованный мною процесс взаимодействия дал положительные результаты: обучающиеся умеют высказать свое суждение, мнение; привести доказательства, обосновать ответ; проявляют разнообразные способы коммуникации, умеют вести поисковую деятельность, выполняя основные правила общения.

Таким образом, используя технологию дебатов, мы помогаем детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенным в себе, умеющим общаться с окружающими, способным к самоопределению, саморазвитию, действовать инициативно и направлять эту способность на решение личных задач и задач страны.

Литература:

  1. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого - социальный институт, изд - во «Флинта», 1998. - 192 с.: ил.
  2. Нифонтов В.И. Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания. - Екатеринбург, 1996.
  3. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. Методическое пособие. Жильцова О. А., Самоненко Ю. А. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 316 с.
  4. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993.
2013 год

Корягина Татьяна Михайловна05.03.2013 15690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar