РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Доклад на тему "Работа с трудными детьми в процессе обучения".

Тема: Особенности работы с трудными детьми в процессе обучения. 

Своё выступление я хотела бы начать словами С.Давидовича:
Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили…поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли.  

Меня зовут Иксанова Ландыш Марсовна. Я преподаю татарский язык и литературу в начальных классах. Я считаю «трудные» - это дети, которые совершают разные дурные поступки, у них проблемы в семье, они сильно отличаются от примерных детей. Трудные дети – это дети, которых трудно исправить. Они плохо учатся, редко, небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. За время работы в школе мне тоже встречались и встречаются дети, которых очень тяжело заинтересовать чем-то, особенно на уроках татарского языка и литературы. По мнению русскоязычных учащихся, татарский язык им никогда не понадобится. Для ребёнка, который не хочет учиться, это хороший предлог. Но наша задача - в каждом ученике видеть уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё. Конечно, любить и уважать трудных детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужны им больше, так как они, как правило, обделены этими эмоциями. 

Как учитель-предметник с 12 летним стажем я хотела бы поделиться своим опытом работы с трудными детьми и с вами. В начале учебного года я всегда для себя составляю план работы с детьми, которым тяжело усвоить учебный материал. И обязательно ставлю цели.

Первым делом я отбираю этих детей, составляю список. Каждый заводит рабочую тетрадь, где мы выполняем упражнения по правописанию, по чистописанию, работа над сложными темами, выполняем тесты, по определённым правилам пишем словарные диктанты. Анализируем допущенные ошибки, работаем над орфограммами. По картинам пишем миниатюрные сочинения. 

Стараемся улучшить и технику чтения. Учёт по технике чтения провожу в начале учебного года и в конце. Добиваюсь того, чтобы дети читали выразительно и в то же время понимали, о чём идёт речь. Все показатели отмечаю в такой таблице.  

А учёт по технике письма проводится лишь один раз в год. И тоже все показатели вводятся в таблицу. В графе примечания даётся информация об изменениях письма и об индивидуальных особенностях ученика. 

А после каждой письменной работы допущенные ошибки анализирую и заполняю таблицу. Первый способ достижения грамотности -это систематичность. Для того , чтобы запомнить и закрепить какую-нибудь орфограмму , недостаточно знать правила правописания. 

Для этого помогают следующие виды работ:
  1. Вместо пропущенной буквы вставить нужную ; 
  2. С данными словами составить предложения; 
  3. Объяснить правописание слов; 
  4. Поставить ударение; 
  5. Исправить ошибки 
Уроки я стараюсь проводить интересно. Всегда перед началом урока я перед детьми ставлю задачи, которые мы должны решить по ходу урока. 

При выполнении различных упражнений на уроке, к каждому ученику, особенно к трудному, подхожу индивидуально. Раздаю карточки с заданиями, где уже есть готовые ответы. Нужно лишь выбрать правильный. 

Обязательно провожу каждый день разнообразные физ. минутки. Часто предлагаю провести эту работу трудным детям. В такой ситуации ребёнок чувствует себя лидером. Детям очень нравиться, когда они выполняют движения ещё и под музыку. Провожу и различные игры, которые позволяют создать благоприятные условия для работы, сблизить учеников между собой, повысить интерес ребят к предмету и учителю. Такие игры можно использовать при первых знакомствах с учащимися и периодически во время учебного года. Например, игра называется «Мой любимый….» Игра помогает узнать интересы одноклассников и самим перед ними раскрыться. Учитель берёт мяч и называет любую тему, например еда. После этого он озвучивает его любимый предмет по этой теме, и бросает мяч любому ученику, который должен называть свой любимый предмет по этой теме и передать мяч дальше. Когда дети узнали правила игры, и она им понравилась, её можно использовать для обобщения тем по предмету. 

Эти не сложные игры помогают сформировать дружественную позитивную обстановку. А слабые ученики будут на равных находиться с сильными учениками. 

Так как я очень люблю петь, то на своих уроках при изучении стихотворения, мы разучиваем слова с помощью пения. Ученики, даже трудные с удовольствием поют со мной. 

Ещё один способ заинтересовать трудно обучаемых учеников - это внеклассные мероприятия и кружки. Ученик, который не хочет учиться всегда способен на что-то. Такие дети с радостью соглашаются сыграть роли, сами не предполагая, что они заняты учёбой. В таких случаях они больше раскрываются. У них хорошо развивается устная диалогическая речь. Когда разучивают свои слова, улучшается словарный запас. 

Очень удобно и интересно проводить уроки, используя презентации и мультимедийные средства обучения. Это даёт детям возможность, легко усвоить новый материал, и зрительно запомнить классную работу. Такие средства помогают увлекательно проводить и физ. минутки.  

Не только трудные, но и успевающие ученики, как я знаю по своему опыту, очень не любят монотонность. Поэтому во время урока иногда делаю лирическое отступление. Это - информация из биографии писателя или знакомство с произведением в авторском исполнении. Дети слушают с большим удовольствием. Иногда по содержанию текста предлагаю нарисовать рисунок. Ребёнок, которому, например, трудно пересказывать, такое задание - стимул получить хорошую оценку. 

Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены