РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Функция игры в процессе обучения иностранному языку.

Функция игры в процессе обучения иностранному языку.
Функция игры в процессе обучения иностранному языку. 

А.В. Конышев выделяет основные функции игровой деятельности в процессе обучения: 
  1. Обобщающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
  2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
  3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
  4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношении, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
  5. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. 
В своей работе Е.И. Пассов определяет основные функции использования игры на уроках иностранного языка:
  1. формирование определённых навыков; 
  2. развитие определённых речевых умений; 
  3. обучение умению общаться; 
  4. развитие необходимых способностей и психических функций, 
  5. познание (в сфере становления собственного языка); 
  6. запоминание речевого материала. 
А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. 

Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями:
  • средство развития мотивационно–потребностной сферы; 
  • средство познания; 
  • средство развития умственных действий; 
  • средство развития произвольного поведения. 
Ролевая игра, как реальная ситуация общения имеет огромное значение в обучении иностранному языку. Поэтому следует подробнее рассмотреть функции ролевой игры.
  1. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра выполняет мотивационно - побудительную функцию. Данный вид игры вызывает потребность в общении на иностранном языке. 
  2. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной мере определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. 
  3. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитывается дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, проявить инициативу. 
  4. Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя в позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию 
  5. Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребёнка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. [5:65] 
По мнению И.И. Петричука, игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Игра способствует выполнению важных психологических задач:
  • снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению; 
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащихся языкового материала; 
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. 
Таким образом, игра имеет огромное значение в процессе обучения. Постоянное использование игровых методов на уроках способствует решению многих психолого-педагогических проблем, преодолению трудностей, барьеров, выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, самостоятельности, поднятию самооценки. Игра является одним из самых главных методов обучении, призванным пробудить у учащихся интерес к изучаемому материалу и удержать этот интерес в процессе всего изучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Познавательно-развивающие игры 

По виду деятельности:
  • двигательные; 
  • интеллектуальные; 
  • трудовые; 
  • социальные; 
  • психологические. 
По целям и задачам:
  • Языковые; 
  • Речевые; 
  • Коммуникативные. 
По составу участников: 
  • Индивидуальные; 
  • Парные; 
  • Коллективные; 
  • Групповые. 
По длительности проведения:
  • Непродолжительные; 
  • Продолжительные. 
По характеру педагогического процесса:
  • обучающие; 
  • тренировочные; 
  • контролирующие; 
  • обобщающие; 
  • развивающие; 
По специфике игровой технологии:
  • Предметные; 
  • Настольные; 
  • Комнатные; 
  • На местности; 
  • Ролевые; 
  • Передвижные; 
  • Имитационные; 
  • С ТСО, компьютерные. 
По степени сложности:
  • Простые; 
  • Сложные. 
По характеру игрового метода:
  • предметные; 
  • сюжетные; 
  • ролевые; 
  • деловые; 
  • имитационные; 
  • игры-драматизации. 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Абрамова, И.В. Игры на уроке немецкого языка / И.В. Абрамова // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 1. – С. 42-47. 
  2. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеев. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с. 
  3. Газман, О.С. В школу - с игрой: кн. для учителя / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. – 96 с. 
  4. Конышев, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышев. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.- 192 с. 
  5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. – 223 с. 
  6. Петричук, И.И. Ещё раз об игре / И.И. Петричук // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 2. – С. 37-42. 
  7. Петричук, И. И. Ещё раз об игре / И.И. Петричук // Педагогика. – 2007. - №7.- С. 57-63. 
  8. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 160 с. (Серия «Игротерапия») 
  9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. - 9-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с. (620-621стр.) (Серия «Высшее образование».) 
  10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: пособие для учителя / М.Ф. Стронин. - Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1984. – 112 с. 
  11. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.В. Эльконин. – М.: Владос, 1999. - 360 с.
Чехлова Лилия Айратовна16.03.2013 17360 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar