РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта применения интернет-ресурсов в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся по литературе

Из опыта применения интернет-ресурсов в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся  по литературе

Одно из приоритетных направлений обновления содержания образования заключается в необходимости вычленения новой системы универсальных знаний, умений, т.е. ключевых компетенций. Новые социальные запросы определяют цели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.  

На протяжении последних 5-7 лет я занимаюсь активным включением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися. Одним из важных компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), которые на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика. Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. Учителю важно не упустить все предоставляемые интернет-ресурсами и предметным содержанием школьного курса литературы пути для развития ученика-исследователя.

На данный момент в нашей практике отработаны формы работы со следующими типами интернет-ресурсов:

  1. Материалы ФЦИОР, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://edu.ru, http://www.edu.ru
  2. Ресурсы ИС «Единое окно»
  3. Информационные источники образовательных порталов.
  4. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы,представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями. 

Работа с ЦОРами предполагает следующие варианты исследовательских заданий:

а) создание учащимися информационного проекта на основе материалов ЦОР. Этот тип задания формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации.

б) решение поставленной проблемы, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы. Результатом становится межпредметное, интегрированное знание, формируется умение критически, многогранно смотреть на мир;

в) моделирование «портрета эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени. В процессе работы с иллюстративным материалом ЦОР, кроме приобретения знаний из области живописи, учащиеся получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления;

г) создание собственной интерпретации образа эпохи, выразительного прочтения художественного текста при работе с видеофрагментами и аудиозаписями.

Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных (интегративных) знаний, для нахождения необходимой информации. Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на литературные темы, которые способствуют созданию собственных презентаций и напрвляют на новые исследования. Практика применения интернет-ресурсов для организации проектной деятельности учащихся предполагает изменение технологии проведения как урока, так и внеурочных занятий. 

Любая такая форма строится как цепочка этапов групповой исследовательской деятельности учащихся:

1 этап – актуализация и систематизация имеющегося багажа знаний;

2 этап - постановка ряда проблем, в первичном виде определение параметров систематизации для каждой проблемы.

3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Внимание учащихся обращается на необходимость учета «достоверности» используемых источников, их грамотного цитирования; рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; учесть временные рамки выполнения работы.

4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала.

5 этап – оформление работы. Необходимо предусмотреть формы оформления проекта (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализ, презентация и др.).

6 этап – представление результата работы.

7 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Я хочу поделиться своим опытом по использованию Интернет-ресурсов, ЦОР, ЭОР на примере подготовки и результативной защиты исследовательских и проектных работ на конференциях республиканского, российского уровней. Практическое применение исследовательского метода в обучении привело нас к достаточно высоким результатам: наши работы на региональных и республиканских научно-практических конференциях и научно-исследовательских чтениях признаны в числе лучших – 12 призовых мест за последние три года; 4 проектно-творческие работы по литературе на республиканских конкурсах также получили призовые места.

Так, при подготовке исследовательских работ к защите по темам «Мир русской деревни в поэтике сентиментализма (на примере русской литературы конца 18 – 1 половины 19 века)», «Мотив русалки в русской литературе и живописи второй половины 19 века (на примере повести Н.С.Лескова «Островитяне» и картин русских художников)» были использованы возможности многих ресурсов сети Интернет. Все представленные примеры из художественных произведений для данных исследований подобраны из сайта Lib.ru/Классика. Незаменимым ресурсом оказался сайт www.slovar.lib.ru. При изучении, выборе картин русских художников на заданную тему и проектировании буклета активными помощниками стали сайты http://smallbay.narod.ru/peredvign.html; http://school-collection.edu.ru.

Применение средств ИКТ и интернет-ресурсов в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Интернет-ресурсы являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, организации субъект-субъектного общения учителя и ученика; создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

Литература

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994

Усманова Римма Александровна15.03.2013 15210 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar