РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игра как средство развития познавательного интереса на уроке иностранного языка

Игра как средство развития познавательного интереса на уроке иностранного языка

Игра как средство развития познавательного интереса на уроке иностранного языка.

Стащук Л.А, г. Соликамск , 
учитель немецкого языка МАОУ "СОШ №15"

Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. "Современное состояние народного образования многие наши известные дидакты характеризуют, - читаем у П.И.Хайдарова и Ж.С.Пидкасистого, - как кризисное и даже - катастрофическое для развития страны и вообще, культуры и цивилизации”.

Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Основная причина включения игр в урок иностранного языка - неудовлетворенность положением дел, связанных с преподаванием иностранного языка в современной российской средней школе. Очень часто ученик не понимает, зачем нужно учить иностранный язык. Мотивация либо отсутствует, либо категорическим образом извращена (страх получения неудовлетворительной оценки со всеми вытекающими из этого отрицательными для ученика последствиями). К языку возникает негативное отношение, и он перестает "даваться”, возникает реакция "торможения” как защита психики ребенка от вредоносных воздействий среды взрослых. Некоторые учителя даже задаются вопросом: "А нужен ли иностранный язык в школе, если он имеет такие неприятные последствия для ребенка? Пусть это будет факультатив для тех, кто хочет и может изучать его, кому он на самом деле нужен. В противном случае, нужно что-то менять в форме и содержании всего педагогического процесса преподавателя иностранного языка”.

Мы считаем, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении

Еще в 1934 году Н. Мамуна отмечает: "Успешность преподавания иностранного языка зависит в значительной мере от наличия ярких моментов в педагогическом процессе, от заинтересованности ребят, от умения преподавателя интенсивно использовать все 45-50 минут урока”.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод: преподаватели иностранного языка в школе, неудовлетворенные результатами своей работы, ищут "спасательный круг” в применении различных инновационных технологий, в том числе и игровых, но, не умея их применять, имея о них весьма приблизительное представление, получают еще более неприятные результаты, что ведет к отказу от всяческих поисков и экспериментов.

Игра является одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке иностранного языка. Она служит необходимым компонентом урока на любом этапе обучения. Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и значительно интенсифицирует учебный процесс.

Обращение к организации и проведению игр на уроках в школе приобрело особую актуальность с целью поддержания и стимулирования познавательного интереса к изучению иностранного языка. Проведение уроков-игр с помощью неординарных форм работы неизменно вызывает интерес у учащихся, так как они носят соревновательный характер. Причем в этом соревновании оцениваются результаты не только команды, но и каждого ученика, что особенно стимулирует их деятельность. Интенсивности урока способствуют также разнообразные задания в различных видах деятельности. Таких уроков ждут все ученики – и старательные и менее старательные, так как подготовить некоторые задания можно заранее, а многие задания предусматривают коллективное, командное выполнение. Взаимопомощь – хороший обучающий фактор для менее подготовленных учащихся.

В игровой ситуации школьники прилагают усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана. Желание учащихся выполнить задания обеспечивает прочность и тщательность усвоения изученного материала.

Говоря о значении игры в образовательном процессе, необходимо отметить следующие концептуальные положения игровых форм обучения:

  1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.
  2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.
  3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.
  4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.
Опираясь на данные концептуальные положения, можно определить цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Реализация данной цели позволяет решить ряд задач:

I. Образовательные:

  1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

II. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся творческое мышление.
  2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
III. Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
  2. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Игры, с нашей точки зрения, способствуют выполнению важных методических задач:
  • созданию психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими изученного языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуационной спонтанной речи вообще.
  • снятию напряжения или расслабления после напряженной умственной работы
Игра осуществляет несколько функций на уроке иностранного языка:
  1. Мотивационно-побудительную, так как она мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся.
  2. Обучающую, так как игра способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения.
  3. Воспитательную, поскольку игра оказывает на личность обучаемого определенное воздействие, расширяет его кругозор и развивает мышление, творческую активность и т.д.
  4. Ориентирующую, так как она учит детей находить выход в конкретной ситуации и отбирать необходимые и невербальные средства общения.
  5. Компенсаторную, поскольку игра компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям, близким к реальной жизни.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую задачу;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры, которые мы используем на уроках немецкого языка, можно разделить на два раздела:

Первый раздел cоставляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений не этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.

Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Таким образом, использование игровых упражнений на уроках иностранного языка помогает учащимся усвоить учебный материал, дает возможность избежать перегрузки учащихся и способствует прочному усвоению материала в обстановке, максимально приближенной к естественной, создает так называемые учебно-речевые ситуации, в которых учитываются речевые навыки и умения школьников.

Стащук Лариса Александровна02.04.2013 15410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar