РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении

Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении 

Пояснительная записка

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. 

Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выявить следующие факторы «риска»:

  • неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
  • экономическая и социальная незащищённость;
  • педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
  • влияние дурной компании, окружения, социума;
  • отчужденность детей от семьи, школы и общества;
  • частые случаи раннего антисоциального поведения.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель профилактической работы.

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Задачи:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Обеспечение внеурочной и каникулярной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
  5. Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
  6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной ступени образования к другой.
Основная часть

В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ПДН ОМВД, ТКДН и ЗП, ОСЗН, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и др.. 

Разработан и ведётся утверждённый ежегодный план работы по следующим направлениям: 

  1. социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; 
  2. социально-педагогическая зашита прав ребенка; 
  3. обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося; 
  4. социально-педагогическое консультирование; 
  5. социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; 
  6. содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; 
  7. поддержка социально ценной деятельности детей и подростков; 
  8. организационно-методическая деятельность.

С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
  • Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и Порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области (Постановление Правительства АО от 7 декабря 2010 года № 373-пп;
  • Районная комплексная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010-2012гг»; 
  • Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории Пинежского района;
  • План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений ОУ и ПДН.
В плане работы отражены также мероприятия, проводимые в структурных подразделениях «Ерконемская начальная школа» и «Детский сад» д. Кушкопала.

С каждым учебным годом падает численность учащихся, если в 2004 –2005 учебном году число учащихся составляло 348 чел, то в настоящее время 120 чел. 

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся позволяет утверждать, что в нашей школе обучаются дети в основном из семей рабочих и служащих со средним специальным образованием, доходы большинства семей сравнительно невысокие (48% детей из малообеспеченных семей) 

В полных семьях воспитывается - 78% учащихся.
В неполных семьях - 21 % учащихся.
Количество опекаемых семей - 1%
В многодетных семьях воспитывается - 18% детей

В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие в хронически проблемных семьях. Иногда семейный кризис и неблагополучие достигают такого уровня, что остаётся только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родительских прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет 9% от общей численности учащихся.

На основании данных социальных паспортов класса создается банк данных учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе; состоящих на разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) (см. табл.1), оказавшихся в трудной жизненной ситуации; и семей, находящихся в социально-опасном положении, группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся с целью оказания помощи, консультирование и контроль деятельности родителей за воспитанием детей. (см. табл. 2)

На каждого несовершеннолетнего подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения.

В школе систематически проводятся классные часы, тематика которых разнообразна:

  • Устный журнал: «Спасибо, не курю!» (7 класс); «Знают взрослые, знают дети - объявлен курильщикам бой на планете» (с детьми из неблагополучных семей); «Сказка о том, как победить табачный дым» (инсценировка в День отказа от пассивного курения) (приложение №4) и др.;
  • Уроки права (8 - 11 классы); «Ваши права, дети!» (1 класс) (приложение № 5); «О правах играя» (1-4 классы); «Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.
  • Родители посетили мероприятия: «Моя семья. Давайте познакомимся» (5 класс); Спортивный праздник с неблагополучными, многодетными семьями «Вместе дружною семьёй) (приложение №6); Игровая программа «Тропой огня» с семьями группы риска (приложение №6) ; «Мой дом – моя крепость»
  • Оформлены информационные стенды Уголок права; «Ваши права, дети!», «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем», «Государственные символы РФ», Славные символы Архангельской области», «Правила дорожного движения», «Если тебе сложно - просто позвони!» (приложение № 7)
В результате проведённых мероприятий уменьшилось количество правонарушений среди несовершеннолетних:
  • уменьшилось бродяжничество детей в вечернее время суток;
  • повысился уровень правовых знаний;
  • появилось стремление вести здоровый образ жизни.
Проводится целенаправленная работа по выявлению детей не посещающих ОУ без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. В школе ведется ежедневный контроль над посещаемостью, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль над поведением, успеваемостью). Ежеквартального отчитываемся в управление образования о детях, не посещающих занятия или имеющих систематические пропуски уроков. Из числа не обучающихся на начало II четверти 2011-2012 учебного года 1 человек не обучался, систематически пропускающих занятия детей не было. За 2011 – 2012 учебный год: поставлен на учёт в центр занятости населения 1 несовершеннолетний, в 2012 -2013 учебном году он устроен для продолжения обучения в вечернюю школу.

Традиционной в школе стала ежегодная акция " Мы – за здоровый образ жизни”, в ходе которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

  • единый классный час «Вредные привычки и их последствия» (1-4классы); «Привычки и здоровье» (5-6 классы) ; «Я выбираю жизнь! А ты? » (7-8 классы); «Алкоголизм - это ужасно!» (9-11 классы)
  • библиотечная выставка,
  • конкурсы:
    • буклетов «Я выбираю жизнь! А ты?», которые впоследствии дети распространяют на территории МО «Кушкопальское» (приложение № 8) ;
    • плакатов « Мой прекрасный мир», «Выбери здоровый образ жизни», «Курить, здоровью вредить» (приложение №8);
    • стенгазет «Скажи жизни – ДА!», «Остановите СПИД»;
    • инсценировок «Твоё здоровье в твоих руках» (приложение № 9 ),
  • выступление агитбригад в День отказа от пассивного курения (приложение № 9),
  • акция "Детство – территория, свободная от курения»
  • дни здоровья, час здоровья (приложение №10).
Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование ДЮСШ (см. табл. 3), которая пользуется у наших учащихся большой популярностью.

Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.
Во время летних каникул 2011-2012 учебного года трудоустроено на рабочие места с оплатой 7 несовершеннолетних. 19 детей из малообеспеченных, 4 из неблагополучных семей устроены в лагерь отдыха «Радуга» с дневным пребыванием. (приложение №11)

С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно «Плану совместной работы с ПДН ОМВД» в школе проведены следующие мероприятия:

  • классные часы по пропаганде безопасности дорожного движения; здорового образа жизни; беседы: «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков, «Последствия оскорбления и драки», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Правонарушение, проступок, преступление» и др.,
  • рейды в семьи «группы риска»,
  • профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на ВШК, ПДН ОМВД, ОСЗН.
  • общешкольные родительские собрания «Жестокое обращение с детьми», «Ответственность родителей за воспитание детей»,
  • Экскурсии в изолятор временного содержания. Посетив данное учреждение, дети задумываются, стоит ли нарушать закон.
На классных часах реализуются программы превентивного образования "Полезные привычки” (1–4 кл.), " Полезные навыки” (5–9 кл.), "Полезный выбор” (10–11 кл.). Превентивная программа эффективна и полезна. Она даёт учащимся необходимые знания и формирует навыки принятия ответственных решений.

Занятия по программе выстраивается поэтапно: определение проблемы, поиск информации о проблеме, нахождение альтернатив или возможных вариантов её решения, определение последствий каждой из альтернатив, выбор одной из них — принятие решения, несения ответственности за принятое решение.

Наиболее интересными по мнению учащихся являются темы: «О дружбе», «О правильном поведении», «Конфликт или компромисс?», «Красота и здоровье», «Моя внешность», «О вреде курения и алкоголя», «Нет безвредного табака», «Как преодолеть отрицательные чувства?», «Поговорим об ответственности», «Моё настроение», «Чувства, которые мы переживаем», «Как развивать память», «Экзамены без стресса», «Близкие отношения и риск».

Результаты обучения по таким программам:

  • ребята располагают объективной информацией и лучше подготовлены к обсуждению вопросов, связанных с употреблением ПАВ в обществе;
  • многие начинают курить позже и курят меньше, некоторые отказываются от этой вредной привычки или совсем не пробуют табака. 
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли Совета профилактики, педагогического коллектива образовательного учреждения.

Чемакина Марина Игоревна26.04.2013 50280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar