РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок - исследование слова нос

Урок - исследование слова нос
Урок исследование слова 

Форма проведения: урок - исследование 

Цели: 

обучающая: 
  • исследовать слово с разных сторон ( морфологии, орфографии, лексики, фонетики, фразеологии ); 
  • учиться работать и добывать информацию из разных источников; 
  • наблюдать за разнообразием слов; 
развивающая: 
  • развивать должное отношение к слову, как к живому объекту; 
  • развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать 
  • орфографические умения и навыки; 
воспитательные: 
  • воспитывать доброе и внимательное отношение к слову; 
  • воспитывать умение выслушивать чужое мнение и отстаивать своё; 
Оборудование:
  • мультимедийная презентация; 
  • словари – толковый словарь Ожегова; Репкина; 
  • карточки для групповой работы; 
  • листы для написания синквейнов и маркеры; 
  • карточки со словами. 
Урок подготовила и провела: 
Данник Иветта Владимировна
учитель начальных классов
ГУО " СШ № 31 г. Гродно " 
Республика Беларусь

Ход урока: 

1. Блиц – игра " Самый – самый " ( стоя ). Говорить нужно быстро самое первое слово, которое придёт на ум.
  • Что на свете самое сладкое? 
  • Что на свете самое близкое? 
  • Что на свете самое далёкое? 
  • Что на свете самое горькое? 
  • Что на свете самое родное? 
Видите, как огромен мир слов и как много красивых слов знаете вы? Садитесь! 

2. Сегодня на занятии у нас в гостях будет слово. Вы его угадаете. Какое? Нос.

Это слово нос. Сегодня мы исследуем это слово и постараемся узнать о нём всё.
А значит мы с вами будем исследователями. 

Исследование – получение новых знаний, информации, поиск, размышление, нахождение ответов на вопросы.

Итак, нос - нсо 

Какой из наборов букв является словом? Докажите! 

Нос – это слово, так как _________

а) имеет конкретное значение;
б) имеет одно ударение;
в) обозначает предмет;

А правда, что этот предмет имеет крылья? Покажите их. Так почему же нос не летает?
Крылья носа какие? – одинаковые, стороны носа.
Правда ли, что у носа есть основание? У какой геометрической фигуры есть основание? 

Так как обозначает предмет, то является _____________ ( именем существительным) 

Подставьте слово помощник – нос – он, мой, значит это имя сущ. муж. рода.
Нос один – значит это имя сущ. в ед. числе.

3. Исследование значения слова нос.

а) 
Я задам вам всем вопрос – У кого есть нос?
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
(Итог: у корабля, у животных и птиц, у человека, у чайника, на ноге)

б) 
Работа со словарями Ожегова и Репкина. Сравнение.

Нос на разных языках.

4. Описание носа. 

Нос ( какой? ) – прямой, здоровый, сопливый, прямой, тонкий,
большой, длинный, маленький, курносый, горбатый, конопатый, острый, орлиный
( по одному слову цепочкой )

5. А какой формы бывают носы?
треугольный, нос – пятачком, нос – крючком, нос – пуговкой, нос – картошкой, греческий нос.
От формы носа перейдёт к форме слова нос.
Что нужно сделать, чтобы подобрать формы слова? ( изменить по вопросам )
чего?
чему?
чем?
о чём?

Что за загадочные слова: носов – Носов . Чем отличаются? Что общего?

6. У слова нос очень большая семья, много родни. Подбор родственных слов. 

Исследовательское задание: вычеркни слова, которые родственными не являются.
носик, носить, носовой, поднос, перенос, переносица, носатый, носильщик, курносый
Докажите!

7. Минутка релаксации. Физминутка.

8. Ресурсный анализ слова нос.
 
У всех зверей, у всех людей имеются носы.
Носы важны не только для красы.
И не вздохнуть и не чихнуть без носа нам нельзя.
Скажу вам я: носы не зря придуманы, друзья!

Дятел носом добывает пищу. (молоток)
Свинья носом роет землю (экскаватор).
Комар носом сосёт кровь (иголка)
Для слона – хобот – это и нос, и рука, и (душ)
Попугай цепляется своим клювом за ветки (крючок).
Курица носом измеряет температуру песка, в который откладывает яйца (термометр)
У человека нос поддерживает очки (подставка)
Вывод: нос важен и нужен.

9. Непосредственная функция носа. 

Нос ( что делает) …… дышит, сопит, улавливает, подсказывает
Я ничего не знаю.
И вдруг мой нос говорит,
Что где – то, у кого – то
Что – то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто – то купил апельсины
И вон туда положил! Чем пахнет весна, моряк, врач, пекарь, мама?
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу.
Нос говорит: " Погуляем!
Очень тебя прошу!"
Ходишь с ним, гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит: " А знаешь,
Пахнет уже весной! "

10. Работа с фразеологизмами. 

Работа проводится в форме Домино
нос к носу = близко
клевать носом = засыпать
нос не дорос = слишком мал ещё
повесил нос = расстроился
водит за нос = обманывает
зарубить на носу = запомнить
совать нос куда попало = вмешиваться не в своё дела
говорит под нос = очень тихо

Фразеологизмы в картинках: дети угадывают по картинке фразеологизм.

11. Кто из сказочных героев имел большой нос? 

старуха Шапокляк, Буратино, Баба Яга, клоун, Шрэк, Карлик Нос, Крокодил Гена

Какие произведения, главным героем которых является нос, вы знаете?
Джанни Родари " Сбежавший нос "
Вильгельм Гауф " Карлик – Нос "
Виталий Бианки " Чей нос лучше? "
Н. Некрасов " Мороз, красный нос "
К. Паустовский " Барсучий нос "
Э. Машковская " Мой замечательный нос "
С. Алёшина " Алиби с гулькин нос "
Есть ещё опера Шостаковича " Нос ", литературная международная премия "Нос "

Анализ по вопросам:
  • Что вы можете сказать про барсучий нос? 
  • Почему же сбежал нос от синьора из сказки Джанни Родари? 
  • Чей нос оказался лучше в рассказе В. Бианки? Почему? ( у пеликана есть нос – мешок для складирования запасов пищи ) 
12. Конструирование слов из слова нос. Нос – строительный материал для слов. 

по группам:
нос_________ _______ нос ______ нос _______

нос ( носилки, носуха, носорог, ностальгия, Нострадамус, носок, носильщик, ,,, )
____ нос ( поднос, взнос, перенос, альбинос, утконос, донос, износ, медонос, водонос )
__ нос __ ( иконостас, иностранец, юность, ясность, пряность, пиносол,горностай,
честность,чернослив, влажность, верность, нежность, разность, броненосец, крестоносец, молниеносный, кровеносный, обноски, победоносный, знаменосец,
киностудия, киносеанс, … )Толкование детьми некоторых слов.

Нос, оказывается может менять цвет.
  • Предположите, почему нос может покраснеть? ( от стыда, от холода, от страха, загорел) 
  • Почему нос синий? ( от мороза, от болезней, влез в чернила, ударился носом ) 
  • Желтый нос бывает? ( заболел желтухой, объелся морковки или апельсинов) 
  • А белый нос? ( влез в муку, сметану, побелел от неожиданности, бледный нос ) 
13. Слово – рифма к слову нос

Нос – матрос, курнос, альбатрос, абрикос, паровоз, поднос, снос, перенос, вопрос, подрос, босс, волос, мороз, начёс, кокос, насос, сенокос, рогоз, пылесос, Барбос 

14. Работа в группах. Составление синквейна со словом нос.

Итог урока: 

Сегодня мы нос к носу столкнулись с проблемой ( мы почти ничего не знали о слове нос). Но, благодаря тому, что мы совали свой нос в разные источники информации, мы о знали об этом слове почти всё.
Зарубите себе на носу: я предлагаю не вешать носа, идти дальше вперёд, ведь слов огромное количество. На носу у нас ещё много неисследованного. 

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешай носа в беде.
Данник Иветта Владимировна25.03.2013 25770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar