РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эккурсионная деятельность.

Эккурсионная деятельность. «Увидеть и познать свой край
можно либо своими глазами, либо
с помощью книги»
М.В.Ломоносов 

«Путешествие – один из
величайших факторов развития
культуры».
И.М. Гревс. 

Проблемы национальной самоидентификации и национального самосознания приобретают важное значение в условиях глобализации и вестернизации современного российского общества. Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, уникальных и неповторимых достижений культуры, которые порождены историей данного этноса, его природной средой, геополитической спецификой, достижениями в различных областях духовной жизни. Поэтому, в последнее время одной из концептуальных идей развития образования является идея формирования национального самосознания. 

Под этим понимается следующее:

  • необходимость изучения и знания своих традиций, истории, культуры;
  • стимулирования творческой активности, желание внести свою лепту в развитие народа;
  • воспитание гордости за принадлежность к определенной нации;
  • самое главное: уважая себя, не забывай об уважении к другим нациям, стремись изучить их язык, историю, традиции.
Начавшееся в регионах России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика. Главной трудностью настоящего этапа является раздвоение целей образования: с одной стороны – необходимость формирования традиционных российских ценностей, национального самосознания; с другой – приобщение всей системы образования к западным либерально-демократическим ценностям, что связано с тенденцией к интеграции в мировую образовательную среду. Вторая цель с неизбежностью приводит к необходимости приспосабливаться к особенностям жизни, присущим западному обществу с его прагматизмом, рационализмом, замкнутостью на индивиде и его проблемах, с его ориентацией на сугубо интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных. Проникновение перечисленных выше тенденций в российскую действительность оказывает свое воздействие на многие проявления современной жизни, часто приводя к негативным явлениям, присущим «обществу потребления». Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Восприятие опыта прошлых поколений и их достижений, бережное отношение к истории невозможно без наглядности, без «погружения» в историю, что с успехом может быть реализовано с помощью экскурсионно-краеведческой деятельности. 

В некоторых государствах Европы образовательные экскурсии учащихся успели войти в учебно-воспитательную систему: их рассматривают как образовательное и воспитательное средство, которым можно практически знакомить молодое поколение с жизнью, с нравами и обычаями, окружающими явлениями природы, развивать эстетические чувства, любовь к Родине и ее истории. Экскурсии по историческим местам - обязательный элемент школьной программы. В нашем регионе это положение приобретает особое звучание. Донской край, издавна являющийся многонациональным, представляет собой не часто встречающийся на территории РФ регион, в котором взаимодействуют культуры русского, армянского, грузинского, украинского, греческого и других народов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», в числе новых социальных требований, предъявляемых к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». В своей деятельности я также пытаюсь использовать экскурсионно-краеведческую работу как элемент образовательного процесса. Экскурсия, также, как и урок, требует тщательной подготовки. Прежде всего, это разработка проблемных заданий для учащихся с целью развития их познавательных интересов и исследовательской активности и перехода от пассивного созерцания к самостоятельной творческой деятельности. 

В соответствии с целями и задачами, а также особенностями экскурсионной группы, экскурсия может быть использована для реализации следующих учебных задач:

  • воспитание чувства гордости, патриотизма, любви к своей малой Родине, к своему городу, краю, стране;
  • расширение кругозора, вовлечение в культурно-историческую среду посещаемых мест, знакомство с их особенностями;
  • воспитание коммуникативных умений, получение навыков и практики общения;
  • формирование навыков исследовательской деятельности при написании работ и создании проектов;
Я заранее сообщаю учащимся о тематике и формах выполнения заданий, чтобы у ребят была возможность осознанно выбрать тему. Предварительное ознакомление с заданиями позволяет концентрировать внимание школьников на наиболее значимых моментах экскурсии.

В качестве примера можно привести краткое описание методической разработки экскурсии в станицу Старочеркасскую.

Цель: ознакомление, углубление и применение знаний по различным дисциплинам;

Задания учащимся: - по региональной истории (история казачества);

  • по географии (природные условия, способствовавшие возникновению и закату Старочеркасска, как столицы донского казачества);
  • по литературе (фольклорные традиции и праздники);
  • по МХК (архитектура, декоративно-прикладное искусство, традиционная одежда);
Организация работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Формы отчетности: компьютерная презентация; фотоальбом; видеофильм; газета, в том числе электронная; создание наглядных пособий, например, разработка собственного экскурсионного маршрута с описаниями объектов и фотографиями и т.д.;

Защита проектов может производиться на заседаниях школьного научного общества, краеведческих конференциях ит.д. Интеграция методов экскурсионного краеведения и межпредметных проектов, соединенная с новейшими информационными технологиями, может стать одним из педагогически обоснованных и социально значимых методов формирования национального самосознания подрастающего поколения. Это один из лучших вариантов личностно-ориентированного обучения, способный помочь формированию мировоззрения учащихся;

Информация учебника начинает звучать по-новому, становится личностно-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью общей картины исторического процесса, возрастает мотивация к изучению истории Отечества, учащиеся приобретают ценный опыт исследовательской работы, легко осваивают и запоминаются большие объемы учебного материала.

Современные компьютерные программы позволяют создавать графические и анимационные экранные образы с использованием выразительной линии, формы, объёма, цвета, движения, музыки, повествования. Они предоставляют ученикам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды визуальной информации. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создаёт атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя.

Шматько Наталья Николаевна29.03.2013 9480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar