РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ на уроках биологии

Использование ИКТ на уроках биологии

Использование ИКТ на уроках биологии.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации?

Я использую на уроках различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ. Для этого я разработала собственные уроки-презентации по всем классам с 6 по 11 по линии Пономарёвой И.Н.

Мультимедийные презентации применяются для того, чтобы выступающий (ученик или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Это особенно актуально для нашей сельской школы с очень бедной материальной базой.

Варианты применения презентаций в моей работе с учащимися:

  • Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.
  • Необходимость в повышении наглядности материала - самая веская причина задуматься о создании презентации. « Лучше один раз увидеть». Презентация дает возможность любую информацию представить наглядно. Для этого надо иметь сканер, желание и главное – время. Иллюстрации сканирую из учебников, дополнительных пособий, научно-популярной литературы, из интернета. Фотографирую объекты и собираю фотографии. Затем каждое изображение редактирую и сохраняю в отдельной папке по каждому классу и по отдельным темам. Использовать компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее ,чем что-то писать на доске мелом.
  • При проведении лабораторных и практических работ, при работе с раздаточным материалом, таблицами, схемами.
  • Презентация по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов ( отчеты по экскурсиям в природу, сообщения- защиты по отдельным темам ,для дискуссии на уроке, визитка- представление команды на экологическом слете, на смотре экологических театральных коллективов и т.д.)
  • Корректировка и тестирование знаний:
  • Проведение дополнительных занятий, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций
  • Работа с тестирующими системами и тренажерами
Я расскажу о некоторых приемах работы учителя биологии с интерактивной доской и компьютерами.

1. Для контроля полученных знаний (опрос):

I. При Традиционной форме проверки домашнего задания интерактивная доска используется как наглядное пособие( таблица, плакат), по которому ребенок дает ответ ( например: дать сравнительную характеристику особенностей внешнего строения и образа жизни двух отрядов птиц)

II. При проверке выполнения домашнего задания в печатных рабочих тетрадях. Задание проецируется на экран. Положительным в такой работе является то , что:

    1. Использование пера дает возможность наглядно проверить правильность выполнения задания учеником.
    2. Дети с удовольствием идут выполнять задания у доски.
    3. Те, ученики, которые не смогли сделать работу дома, могут привести тетради в порядок.

Урок 25- природоведение . Разнообразие живого

Урок 26 . –природоведение Три среды обитания (даю 4 среды и более подробно об организме как среде обитания) 


III. Для тестового опроса использую работу с тестирующими системами и тренажерами (диски):

    1. Лабораторный практикум. Биология 6-9 классы
    2. Образовательные комплексы по всем классам (6—9 классы)
    3. Тестовые задания из газеты « Биология», тестовые задания из дидактических материалов… (9 класс- урок 10 –метаболизм клетки.)
    4. Тестовые задания из КИМов ЕГЭ и ГИА9 Задания группы В и А) ( 8 класс –урок 17. Транспортные системы организма.- тест В из ЕГЭ 
    5. Заполнить пропуски в тексте (Районная секция...)
    6. Выписать номера признаков, характерные для каждого животного (районная секция…)

У Меня в кабинете два компьютера. Один не подключен к интерактивной доске Использование двух компьютеров дает возможность одновременно проверить знания как минимум у двух учеников. При этом ответы одного из них дети видят на экране и могут анализировать его ответы, помогать ему и проверить свои знания. 

IV. В своей работе практикую заполнение таблиц как при опросе так и при изучении нового материала: (районная секция)

Поэтапное заполнение таблицы с помощью материала учебника при изучении новой темы (районная секция…)

V. Выполнение лабораторной работы с поэтапным заполнением таблицы. Презентация и раздаточный материал- это разные инструменты, но они могут отлично дополнять друг друга. (районный семинар…)

VI .Составление схем, дополненных рисунками дает более полное представление о изучаемом явлении слайды21-23 при опросе( районная секция…)при изучении нового материала (районная секция)

VII. Опорные конспекты из методического пособия « Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии» издательства Просвещение, составленные Ребровой Л.В и Прохоровой Е.В. использую и при проверке знаний и при объяснении нового материала. (районная секция…)

VIII. Отчёты об экскурсии ребята с удовольствием оформляют и представляют на уроке в виде презентации . (презентации отчет- прудик и презентация – растительное сообщество пришкольного участка)

IX. Защита- презентация по отдельным темам курса .Дети защищают пропущенную тему, или тему , которая была усвоена не достаточно хорошо. Такой вид работы дет ученики предложили сами. ( папка от Марата Назирова)

Выводы:

  • Достоинство презентации в том, что при использовании этого инструмента именно учитель остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников.
  • Удачно подобранная картинка « в тему» помогает оживить слайд( особенно если на нем только текст). Визуальный образ работает лучше текста, а текст + образ - лучше «голого» образа.
  • Лучше один раз подготовить аккуратную презентацию, чем каждый раз тратить время на уроке.
  • Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать, переносить из одного урока в другой.
  • Презентация может быть отличным каркасом( опорным конспектом) урока. В сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчается жизнь и не только учителю, но и ученикам.

Гафыкина Галина Викторовна15.04.2013 32040 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar