РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка

Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка

Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка

«Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словестного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.»

Одной из ведущих целей обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила написания.

Достижение названной цели предполагает:

  • знакомство школьников с орфографическими понятиями;
  • формирование орфографических умений на основе понятий; нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами; правильное написание слов с изученными орфограммами; обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме; нахождение и исправление ошибок в словах с изученными орфограммами;
  • формирование умения писать слова с непроверяемыми написаниями.
Орфография связанна со всеми уровнями языка, поэтому важно, чтобы ученики овладели необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом.

Целенаправленное включение в канву урока упражнений всех видов способствует постепенному систематическому формированию у учеников умения, которые в методике называется орфографической зоркостью. Важное место в данном процессе занимают диктанты. Кроме того, данный вид орфографических упражнений является одной из основных форм контроля в начальной школе.

В курсе русского языка предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: в ходе проверки домашнего задания; в ходе устного опроса в начале урока, итогового опроса в конце урока; в ходе выполнения дополнительных заданий к упражнениям.

Для тематического контроля предлагаются проверочные работы: тесты, диктанты. Их цель – проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса.

В ходе проверки учитель анализирует, насколько развиты учебно-языковые, правописные и речевые умения детей по данной теме.
Формы итогового контроля – проверочное и контрольное списывание, контрольные диктанты.

Проверочное списывание проводится в начале учебного года и в конце 1 полугодия, контрольное списывание – в конце учебного года. Проверяя умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, учитель одновременно имеет возможность наблюдать за развитием умения самоконтроля при письме. Для этого второе и третье списывание сопровождаются дополнительным заданием. При контрольном списывании это задание оценивается отдельно.

Контрольные диктанты проверяют развитие правописных умений и навыков у детей.
В качестве дополнительных предлагаются различные виды разборов(фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).  

Литература:

  1. Дик.Н.Ф Настольная книга учителя начальных классов [Текст] / Н.Ф.Дик – Изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008 – 346, [1]с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Кудрявцева.Е.Я Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 класс [Текст] : пособия для учителя / Е.Я.Кудрявцева – М : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 144 с. – ISBN 5-691-01033-6
  3. Перекатьева.О.В Игры, викторины, конкурсы в начальной школе: кто хочет стать миллионером? [Текст] / О.В.Перекатьева, С.Н.Подгорная – М : ИКЦ «МарТ» 2005 -160 с. – (Серия «Школьный корабль»).

Бочарова Елена Фёдоровна28.03.2013 22200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar