РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие орфографической зоркости младших школьников

Развитие орфографической зоркости младших школьников

Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 

Я работаю учителем начальных классов, а чему должен научить учитель начальных классов - это читать и писать. И если читать могут научиться все, то с письмом (грамотным письмом) дело обстоит куда сложнее. Научить грамотному письму, а иначе «правописанию» - вот одна из главных задач учителя начальных классов. Процесс этот труден, включает в себя множество составляющих: и развитие речевого слуха, и каллиграфии , и пунктуации. Но этот процесс невозможен без изучения орфографии. В изучении курса русского языка в начальной школе по программе «Школа России» большое внимание отводится изучению орфографических правил, так как без чёткого понимания правил невозможен процесс грамотного письма. А понимание местоположения правила и местоприменения это и есть главнейшая задача учителя , то есть- развитие орфографической зоркости. Поэтому эту тему я поставила «во главу угла»: «Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста.» Начну с того, что же означает «орфографическое правило»( в трактовке С.И.Ожегова) 

Орфографическое правило - это положение, выражающее определённую закономерность языка. Выполняя это положение ,ученик решает орфографическую задачу. А это возможно, если ученик видит объект применения, видит орфограмму. «М ?ро? так и тр?щит» Ребёнок анализирует «объект», устанавливает положение орфограмм, а затем синтезирует положение орфограммы, то есть ребёнок выполняет аналитико - синтетическую работу со словами . Только сумев обнаружить орфограмму, можно решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. 

Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок. Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нём «опасное место». Значит, слово представляется зрительно. При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ. Слуховое восприятие тоже важно. Оно составляет основу развития не только устной, но и письменной речи. Как показывают исследования, и опыт большое значение имеет проговаривание, оно позволяет более точно воспринимать речь.

В настоящее время чаще всего применяется методика П.С.Тоцкого. В основе его методики лежит орфографическое чтение. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Эта методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо, но не может быть универсальным, так как теряется теоретическое осмысление. И зрительное, и слуховое восприятие прочно ложиться в нашу память. Но без опоры на понимание, на мыслительную деятельность усвоение невозможно. Чем глубже и шире материал, тем больше функционирует память. 
Прочному запоминанию способствуют стимулирующие вопросы учителя, которые заставляют учащихся в поисках ответа осмысливать учебный материал, устанавливать соотношение, связи, обеспечивая тем самым переработку усваиваемого материала. 

  • Как меняется положение согласной? Перевозка- перевозить Снег - снега Узкий - узенький 
  • Как меняется положение гласной? Лесной-лес Кормёжка - корм Стирать – стирка 
  • Какие буквы спорят? Кру г/к д о/а ма Стол б/п к о/а за 
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, моторное восприятие. Упражнением, развивающим орфографическую зоркость в большей степени - является комментированное письмо. При комментировании ученик сам находит объект объяснения и сам же объясняет правописание. 

Например: 

Полетел журавль на горох. Полетел 

  1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. 
  2. Приставка по пишется с буквой «о». 
  3. Безударная гласная в корне - проверочное слово «полёт» журавль 
  4. «ь» на конце слова обозначает мягкость согласной на горох 
  5. Предлог «на» - пишется раздельно 
  6. Безударная гласная в корне -непроверяемая, можно проверить по словарю. 
Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо может использоваться во многих упражнениях, в проведении выборочного, предупредительного, зрительного, объяснительного диктантов, в ходе письма по памяти и графического выделения орфограмм. Но лишь тогда успешно развитие зоркости, когда над этим развитием работают систематически. 

К сожалению, понимание значимости этой проблемы приходит с опытом. И чем раньше учитель систематизирует работу ,тем успешнее и качественнее становится результат. Можно сделать вывод: развитие орфографической зоркости является одним из главных условий полноценного прочного орфографического навыка и грамотного письма. 

Список литературы: 

  1. М.Р.Львов «Правописание в начальных классах» Москва АСТ 2001г. 
  2. Многолетняя подписка журнала «Начальная школа»

Фирсова Елена Анатольевна10.04.2013 26550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar