РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста

Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста

«Обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе нового качества результатов», – так обозначена стратегическая задача развития школьного образования в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов [1, с. 5]. Важным инструментом в решении этой задачи являются цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, а также более частные составляющие образовательного процесса: условия, средства, ресурсы и т.д. [1, с.10]. 

Эффективным средством в обучении, позволяющим не только активизировать знания учащихся, организовывать познавательную деятельность младшего школьника, но и управлять ею, являются медиатехнологии [2]. Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия, доля усвоения учебного материала составляет 75% - это результаты последних исследований в этой области [4]. Перечисленные преимущества мультимедийных технологий открывают перед учителем огромные возможности, являются движущей силой в поиске новых путей построения учебно-воспитательного процесса, обеспечивают ресурсами новые виды деятельности учителя, направленные на управление деятельностью учащихся [5, с. 5].

На помощь учителю в нашу школу пришло такое мощное обучающее средство, а именно программно-аппаратный комплект – интерактивная доска SMART Board.

Сделав первые шаги в освоении безграничных просторов возможностей использования интерактивной доски и, получив первый опыт, я поняла, что мои уроки перешли в увлекательную форму изучения программного материала, стали активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Система проектирования познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика позволяет мне эффективно управлять деятельностью моих учащихся.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют поле образовательной деятельности каждой школы. В нашей школе несколько лет работает «Школа первоклассника». Мы «готовим» себе учеников целых 5 месяцев – с января по май каждого года. Именно в это время остро ощущается необходимость интерактивности образовательного процесса. Игра, согласно возрастной характеристике дошкольного возраста, «осуществляется не в видимом, а в смысловом поле» [7, С. 68 - 75]. 

Игровые действия носят изобразительный характер, они схематичны и сосредоточены на воспроизведении отношений между людьми. Эти и другие возрастные особенности дошкольника мною были учтены при подготовке учебного занятия «Множество». Цель данного учебного занятия была сформулирована так: создать условия для формирования понятия «множество» через мотивацию у детей потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

После положительного настроя на занятие, на этапе актуализации знаний я, используя психологический феномен данного возраста «Я сам», работала на интерес к получению знаний. «Значение игры для ребенка дошкольного возраста велико, - подчеркивал Д.Б. Эльконин, - она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка» [8, № 3 с. 23]. В игре «Числа перепутались», предложенной детям на этом этапе, формируются умения в названии, последовательности и обозначении чисел, соотношении графического начертания цифры с его порядковым номером, ведь каждую цифру ребенок чувствует кончиками пальцев. Каждый дошкольник ощутил причастность к происходящему процессу, ведь совместная деятельность сменилась самостоятельным выполнением указаний взрослого, что сказывается на социальной ситуации развития.

На этапе постановки учебной задачи, мы сформулировали совместный вывод о множестве как математическом понятии. Затем я предложила поиграть в игру «Найди пару». Основание для классификации предметов дети пробовали выделить сами, что способствовало формированию классифицирующего восприятия. В этой игре каждый «сам» реализовал свои способности и обнаружил потребность в их реализации, формируя понятие подмножества и аргументируя свое мнение.

На этапе «открытия детьми нового знания» я предложила детям самим рассказать сказку «Репка», используя на интерактивной доске прием перетаскивания. Игра – сказка позволила мне не только управлять интересом детей, мотивировать их к речевой деятельности, формировать понятие «множество», но и работать над пространственной ориентацией, ведь детям необходимо было употреблять в своей речи предлоги «за», «до», «после». Даже неговорящие малыши пытались говорить, настолько их завлекла интересная деятельность.

Согласно Шаповаленко И.В. [9, с. 207], «Игра с правилами – это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами». В игре такого вида внутренне заключена задача – достижение цели, соблюдая ряд условий, о которых специально договариваются. Я предложила детям поиграть в игру «Расставь шарики», соблюдая определенные условия (правила), а именно, следовать очередности, соблюдать строго определенное время, быть внимательным, работать всей ладошкой. В проектировании этой игры мною были заключены внутренние задачи: закрепление умения устанавливать порядок чисел, развитие мелкой моторики рук, взаимодействие в игровой ситуации. Средства интерактивной доски позволили мне создать условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, памяти, моторики.

Принципиальным отличием Федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на результаты образования [1, с. 15]. Поэтому в его основе лежит деятельностная парадигма – теоретические концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В научных трудах этих ученых даны рекомендации педагогам по организации активного овладения детьми дошкольного возраста общественным сенсорным опытом – общепринятых свойств и отношений предметов, такие как сенсорные эталоны формы предметов – геометрические фигуры, в результате чего формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. 

Средства интерактивной доски на следующем этапе занятия помогли мне не только закрепить наглядные образы геометрических фигур, но и мотивировать всех детей к самостоятельному пробному учебному действию, а именно, определению их места в общей фигуре. Для этого я раздала всем детям интерактивные карточки с передвижными фигурами.
Другим видом деятельности по обогащению сенсорного опыта детей дошкольного возраста была игра «Найди отличия». Такой инструмент как маркер позволил учащимся свободно работать на доске, а карандаш - на раздаточном материале.
Наглядное моделирование лежит в основе формирования интеллектуальных способностей не только дошкольника, но и младшего школьного возраста, поэтому моделирование является основной характеристикой деятельности в ФГОС НОО. Модельная, или схематическая форма мышления, рассматривается Шаповаленко И.В. [9] как промежуточная между образным и логическим мышлением. Она предполагает формирование умения ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели. Учебную ситуацию «Помоги зайчику», в которой необходимо было представить действия моделирования, я предложила детям на этапе включения в систему знаний и повторения. Моим дошколятам необходимо было маркером обозначить путь следования зайчика или путем перетаскивания объекта, указать его путь. Безусловно, чтобы насытить деятельность всех детей и мотивировать их на достижение успеха, были предложены карточки, на которых все дети смогли показать результат решения данной задачи.
На последнем этапе учебного занятия, оценивая свою деятельность и закрепляя понятие «множество», дети смогли показать результат всей своей деятельности.
Продуктивные виды деятельности, которые я смогла реализовать средствами программно-аппаратного комплекта – интерактивная доска SMART Board - способствовали развитию личности дошкольника, а именно, формировалась направленность на получение качественного образовательного результата, навыков самооценки, появлению новых мотивов, что позволило управлять деятельностью детей.

Используемые источники:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов/под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008.
2. Елисеев А.В. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе. 2005
3. Российская педагогическая энциклопедия. 1993. с. 555
4. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. №2
5. Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования. – М.: Просвещение. 2009.
6. Хижняк И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка на основе использования технологии медиаобразования. – П.: 2008.
7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка/Психология развития. Хрестоматия. – СПб.: 2001.
8. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. - 1996. № 3
9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики. 2005. 349 с.

Адамбаева Людмила Анатольевна15.04.2013 10300 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar