РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста

Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста

«Обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе нового качества результатов», – так обозначена стратегическая задача развития школьного образования в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов [1, с. 5]. Важным инструментом в решении этой задачи являются цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, а также более частные составляющие образовательного процесса: условия, средства, ресурсы и т.д. [1, с.10]. 

Эффективным средством в обучении, позволяющим не только активизировать знания учащихся, организовывать познавательную деятельность младшего школьника, но и управлять ею, являются медиатехнологии [2]. Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия, доля усвоения учебного материала составляет 75% - это результаты последних исследований в этой области [4]. Перечисленные преимущества мультимедийных технологий открывают перед учителем огромные возможности, являются движущей силой в поиске новых путей построения учебно-воспитательного процесса, обеспечивают ресурсами новые виды деятельности учителя, направленные на управление деятельностью учащихся [5, с. 5].

На помощь учителю в нашу школу пришло такое мощное обучающее средство, а именно программно-аппаратный комплект – интерактивная доска SMART Board.

Сделав первые шаги в освоении безграничных просторов возможностей использования интерактивной доски и, получив первый опыт, я поняла, что мои уроки перешли в увлекательную форму изучения программного материала, стали активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Система проектирования познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика позволяет мне эффективно управлять деятельностью моих учащихся.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют поле образовательной деятельности каждой школы. В нашей школе несколько лет работает «Школа первоклассника». Мы «готовим» себе учеников целых 5 месяцев – с января по май каждого года. Именно в это время остро ощущается необходимость интерактивности образовательного процесса. Игра, согласно возрастной характеристике дошкольного возраста, «осуществляется не в видимом, а в смысловом поле» [7, С. 68 - 75]. 

Игровые действия носят изобразительный характер, они схематичны и сосредоточены на воспроизведении отношений между людьми. Эти и другие возрастные особенности дошкольника мною были учтены при подготовке учебного занятия «Множество». Цель данного учебного занятия была сформулирована так: создать условия для формирования понятия «множество» через мотивацию у детей потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

После положительного настроя на занятие, на этапе актуализации знаний я, используя психологический феномен данного возраста «Я сам», работала на интерес к получению знаний. «Значение игры для ребенка дошкольного возраста велико, - подчеркивал Д.Б. Эльконин, - она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка» [8, № 3 с. 23]. В игре «Числа перепутались», предложенной детям на этом этапе, формируются умения в названии, последовательности и обозначении чисел, соотношении графического начертания цифры с его порядковым номером, ведь каждую цифру ребенок чувствует кончиками пальцев. Каждый дошкольник ощутил причастность к происходящему процессу, ведь совместная деятельность сменилась самостоятельным выполнением указаний взрослого, что сказывается на социальной ситуации развития.

На этапе постановки учебной задачи, мы сформулировали совместный вывод о множестве как математическом понятии. Затем я предложила поиграть в игру «Найди пару». Основание для классификации предметов дети пробовали выделить сами, что способствовало формированию классифицирующего восприятия. В этой игре каждый «сам» реализовал свои способности и обнаружил потребность в их реализации, формируя понятие подмножества и аргументируя свое мнение.

На этапе «открытия детьми нового знания» я предложила детям самим рассказать сказку «Репка», используя на интерактивной доске прием перетаскивания. Игра – сказка позволила мне не только управлять интересом детей, мотивировать их к речевой деятельности, формировать понятие «множество», но и работать над пространственной ориентацией, ведь детям необходимо было употреблять в своей речи предлоги «за», «до», «после». Даже неговорящие малыши пытались говорить, настолько их завлекла интересная деятельность.

Согласно Шаповаленко И.В. [9, с. 207], «Игра с правилами – это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами». В игре такого вида внутренне заключена задача – достижение цели, соблюдая ряд условий, о которых специально договариваются. Я предложила детям поиграть в игру «Расставь шарики», соблюдая определенные условия (правила), а именно, следовать очередности, соблюдать строго определенное время, быть внимательным, работать всей ладошкой. В проектировании этой игры мною были заключены внутренние задачи: закрепление умения устанавливать порядок чисел, развитие мелкой моторики рук, взаимодействие в игровой ситуации. Средства интерактивной доски позволили мне создать условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, памяти, моторики.

Принципиальным отличием Федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на результаты образования [1, с. 15]. Поэтому в его основе лежит деятельностная парадигма – теоретические концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В научных трудах этих ученых даны рекомендации педагогам по организации активного овладения детьми дошкольного возраста общественным сенсорным опытом – общепринятых свойств и отношений предметов, такие как сенсорные эталоны формы предметов – геометрические фигуры, в результате чего формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. 

Средства интерактивной доски на следующем этапе занятия помогли мне не только закрепить наглядные образы геометрических фигур, но и мотивировать всех детей к самостоятельному пробному учебному действию, а именно, определению их места в общей фигуре. Для этого я раздала всем детям интерактивные карточки с передвижными фигурами.
Другим видом деятельности по обогащению сенсорного опыта детей дошкольного возраста была игра «Найди отличия». Такой инструмент как маркер позволил учащимся свободно работать на доске, а карандаш - на раздаточном материале.
Наглядное моделирование лежит в основе формирования интеллектуальных способностей не только дошкольника, но и младшего школьного возраста, поэтому моделирование является основной характеристикой деятельности в ФГОС НОО. Модельная, или схематическая форма мышления, рассматривается Шаповаленко И.В. [9] как промежуточная между образным и логическим мышлением. Она предполагает формирование умения ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели. Учебную ситуацию «Помоги зайчику», в которой необходимо было представить действия моделирования, я предложила детям на этапе включения в систему знаний и повторения. Моим дошколятам необходимо было маркером обозначить путь следования зайчика или путем перетаскивания объекта, указать его путь. Безусловно, чтобы насытить деятельность всех детей и мотивировать их на достижение успеха, были предложены карточки, на которых все дети смогли показать результат решения данной задачи.
На последнем этапе учебного занятия, оценивая свою деятельность и закрепляя понятие «множество», дети смогли показать результат всей своей деятельности.
Продуктивные виды деятельности, которые я смогла реализовать средствами программно-аппаратного комплекта – интерактивная доска SMART Board - способствовали развитию личности дошкольника, а именно, формировалась направленность на получение качественного образовательного результата, навыков самооценки, появлению новых мотивов, что позволило управлять деятельностью детей.

Используемые источники:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов/под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008.
2. Елисеев А.В. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе. 2005
3. Российская педагогическая энциклопедия. 1993. с. 555
4. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. №2
5. Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования. – М.: Просвещение. 2009.
6. Хижняк И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка на основе использования технологии медиаобразования. – П.: 2008.
7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка/Психология развития. Хрестоматия. – СПб.: 2001.
8. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. - 1996. № 3
9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики. 2005. 349 с.

Адамбаева Людмила Анатольевна15.04.2013 10640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля