РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические условия эффективного обучения русскому языку обучающихся специальных коррекционных классов VII вида

Педагогические условия эффективного обучения русскому языку обучающихся специальных коррекционных классов VII вида В.А.Нигматуллина,
учитель русского языка и литературы
г. Сургут, ХМАО-ЮГРА


Педагогические условия эффективного обучения русскому языку обучающихся специальных коррекционных классов VII вида 

Для большинства общеобразовательных учреждений России становится все более актуальным коррекционно-развивающее обучение детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ. Это направление рассматривается как одно из приоритетных в современной образовательной политике, т.к. растет число детей, относящихся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Очень важно адаптировать таких обучающихся к жизни, привить им навыки социализации, стать полноправными членами общества. 

Ведь стандарт образования предполагает для всех граждан:

  • равные возможности в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства на территории России;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Встает вопрос – где лучше обучать детей с ЗПР? Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последние десятилетия перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции, т.е. обучение детей данной категории в специальных коррекционных классах в общеобразовательных школах. 

Отечественные ученые создали учитывающую «российский фактор» концепцию интегрированного обучения и воспитания, которая опирается на несколько принципов:

  • линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию;
  • параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок.
Специальные (коррекционные) классы VII вида являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе в системе основного общего образования. Коррекционные классы VII вида создаются для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей». (Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996, с. 568.)

Под педагогическими условиями понимается совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности. Так как в качестве предмета рассматривается педагогическая система, то условия, в которых она может эффективно работать, должны специально создаваться и внешне ее дополнять.

1. Первоначальным условием эффективного обучения русскому языку детей с ЗПР в общеобразовательной школе является умелое проектирование действий учителя, выраженное в составлении и написании рабочих программ по предмету, ведь цель программы - это создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по образовательной области. Следует помнить, что при интегрированном обучении ученики СКК обучаются по тем же программам, что и обучающиеся общеобразовательных классов (рекомендованные УМК МОиН РФ). Написание рабочей программы следует начинать с пояснительной записки, в которой указываются психолого-педагогические особенности класса.

2. Следующим педагогическим условием, способствующим успешному обучению детей категории ЗПР русскому языку, является знание учителем способов адаптации учебного материала под данный контингент обучающихся, для этого в календарно-тематическом планировании следует описать средства адаптации учебного материала по русскому языку для классов СКК непосредственно к каждому уроку.

3. Процесс обучения русскому языку в СКК имеет специфику, связанную с тем, что класс по своему составу является гетерогенным, в него входят обучающиеся с различным состоянием здоровья, поэтому характер обучения таких детей имеет личностно-ориентированную направленность. Варианты взаимодействия обучающихся с учителем разнообразные, но охарактеризовать их можно как гуманные. Деятельность всех обучающихся определяется стимулирующей, коррекционной и реабилитационной функциями.

К механизмам реализации стимулирующей функции в учебно-познавательной деятельности детей можно отнести: организацию диалогического взаимодействия учителя с учеником, ученика с учеником, стимулирования самопознания, проектирования индивидуальных траекторий в достижении успехов в учении и др. Коррекционная функция совместной деятельности проявляется в учете индивидуальных особенностей и возможностей детей и реализуется в коррекции затруднений не через совокупность алгоритмических предписаний и образцов, а в процессе организации самой учебной деятельности. Реабилитационная функция (которую еще называют восстановительной) реализуется через адаптацию к окружающей среде, своему месту в ней; приобретение уверенности в своих возможностях. Совокупность этих обстоятельств определяет личностно-ориентированный характер обучения русскому языку. Личностно-ориентированная технология базируется на гуманистической философии, психологии и педагогике, в ней основной акцент переносится на создание атмосферы заботы, сотрудничества, создание условий для творчества и самоактуализации личности [6].

Известны реализации идеи личностно-ориентированного обучения через ряд педагогических технологий, таких как школа сотрудничества (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко); гуманно-личностно ориентированная школа (В.Ф. Шаталов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Ильин, Ш.А. Амонашвили и др.).

Личностно-ориентированное обучение русскому языку включает следующие компоненты: создание технологии; организация учебного материала (отбор наиболее значимого, структурирование учебного материала, определение задач и заданий, направленных на формирование навыков; моделирование педагогического процесса (выбор форм и организации учебного процесса или вида учебных занятий); выбор методов обучения; выбор средств обучения и учебного оборудования [4].
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин определяют методы «как способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельностью, а также воспитание обучающихся в процессе обучения» [3,5].

Метод обучения есть категория социальная, так как зависит от социального заказа общества образовательному учреждению [2]. Следовательно, выбор методов обучения русскому языку в СКК обусловлен целями инклюзивного образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся.

При изучении отдельных тем в СКК оправдывает применение эвристического метода обучения. Оборудование каждого урока должно обеспечивать возможность для работы всех анализаторов. В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания обучающихся.

Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату, одновременно развивая потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Для коррекции внешней организации деятельности детей с ЗПР необходима система четких требований к выполняемой работе.

Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой обучающихся поддерживают применением интерактивной доски, использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Ведение уроков в школах, в классах для детей с ЗПР требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.

4. Средства адаптации для специальных коррекционных классов.

При нарушении внимания следует использовать следующие средства адаптации:

  • Приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля.
  • Приемы поиска дополнительной информации.
  • Использование наглядных материалов, средств ТСО.
  • Экскурсии.
  • Изменение темпа изложения материала.
  • Использование разнообразных по характеру, форме, цвету, размеру пособий.
  • Устное объяснение учителя не более 15 минут и только в форме беседы.
При нарушении восприятия следует использовать следующие средства адаптации:
  • Включение элементов самостоятельной работы с учебником (найти объяснение в тексте, найти в тетради аналогичную орфограмму и др.), использование предметного указателя.
  • Формирование умения наблюдать (постановка цели, выработка плана наблюдения и его соблюдение).
  • Приемы смысловой переработки текста (выделение в учебном материале исходных идей, принципов, законов).
  • Использование образцов для оформления работ.
В связи с особенностями памяти детей с ЗПР следует использовать следующие средства адаптации:
  • Частая смена видов учебной деятельности (слушание, чтение, запись, наблюдение).
  • Применение мнемотехники.
  • Организация повторения (вводное, текущее, периодическое, заключительное).
В связи с проблемами речи детей с ЗПР следует использовать следующие средства адаптации:
  • Приемы культуры чтения и культуры слушания (выписка, план, тезис).
В связи с отставанием в развитии всех форм мышления детей с ЗПР следует использовать следующие средства адаптации:
  • Обучение порциями.
  • Использование в течение урока упражнений и вопросов на анализ и преобразование учебной деятельности (план выполнения упражнения, как сделать записи и др.).
  • Проведение несложных практических работ (адаптировать содержание).
Главным результатом работы в классе коррекции мы считаем, является то, что дети становятся более заинтересованными, появляется уверенность в своих силах, овладевают необходимыми умениями и навыками.

Появление интереса к обучению у обучающихся коррекционных классов в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

Таким образом, педагогическими условиями эффективного обучения русскому языку обучающихся специальных коррекционных классов общеобразовательных школ следует считать проектирование и реализацию рабочей программы по предмету, выбор средств адаптации учебного материала, методов и форм работы с детьми категории ЗПР, знание психологических особенностей контингента обучающихся.

Литература:
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник. [Текст] / П.В. Алексеев.–М.:Проспект, 1998.-563 с.
2. Лернер, И.Я, Скаткин, М.Н. О методах обучения [Текст]/ И.Я. Лернер., И.Н. Скаткин // Советская педагогика.- 1965.- №3.
3. Ломакина Т.Ю. Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях [Текст]/ Т.Ю. Ломакина. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
4. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики [Текст]/ М.Н. Скаткин. – М. 1982.
5. Шаймарданов, Р.Х. Хузиахметов, А.Н. Педагогические технологии [Текст]: учеб.пособие для студентов педвузов всех специальностей. – Казань: РИЦ «Школа», 2004. – 184 с.
Нигматуллина Венера Ахатовна26.04.2013 44550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar