РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование общих учебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе.

Формирование общих учебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе.
Формирование общих учебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе. 

Составитель: 
Ромашова Людмила Валерьевна
Государственное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа № 27» 
г.Павлодар

Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна, так как они являются составной частью содержания образования, от них во многом зависит то, что называется качеством образования.
Много лет педагоги стремятся научить ребят учиться, чтобы подготовить их к дальнейшей жизни, так как человек, умеющий учиться, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, не останавливаться перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, он ищет способы ее решения. Умение учиться применимо ко всем сферам общественного сознания - науке, искусству, нравственности, и т.д. Очень важно начать работу по формированию общих учебных умений и навыков у младших школьников.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для казахстанской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Компетенция – это набор знакомых знаний, умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. 

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо обратить внимание

  • на что направлена деятельность ученика?
  • То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе?
  • Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?
  • Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.
На уроках учителя начальных классов применяют технологии ЛОО, КСО, модульная технология, технология развивающего обучения, «Step by step». 

С первого класса необходимо вводить такие формы работы, как работа в парах, в группах (с лидером и без лидера), стремиться проводить уроки так, чтобы дети чувствовали себя маленькими исследователями. Такой подход к обучению позволяет активизировать мыслительные процессы детей, материал вызывает у них интерес и легко запоминается.
Организация разработки и освоения технологии формирования ОУУН обучающихся включила в себя несколько этапов:

1 этап – изучение основных положений теории развивающего обучения, методики изучения учебных возможностей;

2 этап – составление психолого-педагогической карты учебных возможностей обучающихся;

3 этап – 

а) отбор конкретных общеучебных умений и навыков, над которыми буду работать;

б) постепенное определение уровней сформированности того или иного ОУУН;

4 этап – определение деятельности учителя и у ученика, разработка системы средств формирования ОУУН: памяток, инструкций, алгоритмов для их практического применения;

5 этап – корректировка тематического планирования в виде технологической карты с целью выделения возможности работы по формированию ОУУН;

6 этап – практическая работа;

7 этап – проведение контроля и мониторинга, цель которого определить уровень сформированности ОУУН на разных этапах работы, отметить стартовые результаты, сравнить их с предыдущими, выработать дальнейшую программу действий;

8 этап – анализ работы и определение перспективы. Цель: убедиться в правильности направления работы, произвести необходимую коррекцию для поддержания необходимых в процессе работы мотиваций обучающихся и их интереса к обучению, с обязательным учетом учебных возможностей и системы обучения.

В начальной школе для практической отработки берутся следующие ОУУН:

  • Умение ставить учебную задачу во всех звеньях учебного процесса;
  • Умение читать и писать в заданном темпе;
  • Развитие и совершенствование умения осознанно, правильно, бегло и выразительно читать;
  • Умение выделять главное;
  • Сравнивать;
  • Обобщать;
  • Определять понятия и оперировать им;
  • Слушать и исправлять свою речь;
  • Пересказывать подробно , выборочно, сжато.
Для того, чтобы помочь ученику овладеть тем или иным умением, были разработаны инструкции, алгоритмы, памятки «Учись учиться». Памятка включает в себя три этапа:
  1. Ориентировочная деятельность (на данном этапе происходит целеполагание и мотивация)
  2. Исполнительская деятельность (непосредственное выполнение и мотивация)
  3. Контрольно - оценочная деятельность (соотнесение конечного результата с начальной целью ,коррекция и постановка новых целей)
Использование памяток происходит на этапе введения формирования ОУУН. Этап развития предполагает отход от памятки, чтобы не вызвать негативного отношения к ней.
Чтобы оценить и проверить уровни сформированности тех или иных ОУУН существуют разные способы диагностики, это: стартовые, промежуточные, итоговые контрольные работы, срезы, диктанты, творческие сочинения и изложения.

В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
  1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

ПАМЯТКА
Условия формирования ключевых компетенций

Ключевые компетентности формируются, если
  1. обучение носит деятельностный характер;
  2. идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  3. создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  4. применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  5. происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  6. педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.
Заключение

Альберт Эйнштейн говорил, что большинству людей нравится рубить дрова, так как при этом сразу виден результат. Но слова, которые приписывают китайскому мудрецу Конфуцию "Если я буду упорно приносит каждый день по корзине земли и не отступлю от этого, то создам гору” являются для меня целью в моей педагогической деятельности. Разбив всю сложную работу по формированию общеучебных умений и навыков учащихся на этапы, моя задача состоит в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые:

  • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
  • стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
  • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самым делать выводы;
  • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от учения.
Я, как учитель, хочу ежедневно продвигаться со своими учениками к цели, по сути, главнейшей для каждого в жизни: овладение знаниями, умениями и навыками.


Литература
1. С.Г.Воровщиков, М.М. Новожилова. "Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект. 2006 г.
2. С.Л.Вигман "Педагогика в вопросах и ответах”.
3. Л.А. Бескоровайная, О.В.Перекатьева. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: издательство "Феникс”. 2002 г.
4. И.П.Подласый. Педагогика начальной школы ООО "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”. 2000 г.
5. Л.Е. Журова. Беседы с учителем. Издательский центр "Вентана- Граф”. 2001 г.
6. В.С. Кукушин. Современные школьные технологии в начальной школе: издательство "Феникс”. 2003 г.
7. Журнал "Школьные технологии”. №5, 2002 г. №6,2005 г.
8. Журнал "Начальная школа”. №1, 9, 2005 г., №6, 2009 г., №1, 2010 г.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/formirovanie-obshcheuchebnykh-umenii-i-navykov-
http://festival.1september.ru/articles/414559/
http://edu.znate.ru/docs/1714/index-1808.html
Ромашова Людмила Валерьевна15.04.2013 25730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar