РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Медиаобразование как средство формирования познавательных интересов учащихся».

Каламбет Юлия Олеговна, 
учитель математики и основ информатики, 
учитель I категории

Тема: «Медиаобразование как средство формирования познавательных интересов учащихся». 

Давно известно, что школа как социальный институт не может не ощутить на себе перемен, которые происходят в обществе. Хочу напомнить, что 2011 год на Украине объявлен Годом образования и информационного общества. В связи с этим в нашей школе начат эксперимент по внедрению медиаобразования.

Медиаобразование – процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации.

Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условий, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств и современных информационных технологий.
А умеют ли наши дети воспринимать информацию, понимать её, систематизировать, пожалуй, нет! Вот этим и занимается медиабразование.

Сейчас никого не удивишь, ведь практически в каждой семье есть компьютер и доступ к Интернету. Проведя мониторинг в Генической ООШ №3, мы задали вопрос: «Для чего используют компьютер ваши родители?» и «Как используешь компьютер ты»? Не удивительно ответы были однотипны. На диаграмме видно, что большую часть времени родители и дети проводят за компьютером ради игры. На основе этого можно сделать вывод: компьютер в семье используется не по назначения, это игрушка для времяпровождения и не более!

Как решить всеобщую проблему?

Запретить пользоваться компьютерами, телевизоры, играми?! Ни в коем случае! Потому что сегодня компьютер и коммуникационные технологии стали основой информационной революцией, которое происходит в обществе. Наша цель - помочь детям понять, что монитор - это не только поле для игры, это окно, через которое можно познавать мир и совершенствоваться!

А как же его познать, как им совершенствоваться? Это и есть главная задача учителя. В своей работе я часто использую игры.
Дети любят играть. Поэтому стараюсь, чтобы игры носили образовательный характер. Они нацелены не на бессмысленное времяпровождения, а на улучшения запоминания учебного материала и, применяя игру на уроке, я заметила, что учебный материал легко усваивается и запоминается учащимися. Игра BabyType. Тренирует внимание, ну а главная её цель: изучение клавиатуры.

Если перефразировать слова Конфуция, то можно сформулировать кредо современного обучения: «Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я получаю знания, умения и навыки». Известные результаты экспериментальных научных исследований утверждают, что 87% информации человек получает с помощи зрительных ощущений, а 9% – при помощи слуха. Из увиденного запоминается 40%, из услышанного - 20%, а одновременно из увиденного и услышанного – 80% информации. Из вышесказанного я на своих уроках использую видеоролики, созданные учащимися, которые тренируют память и дают много полезной и интересной информации.

Таким образом, развитие науки и техники предоставило учителю и ученикам новые формы коммуникации, преобразило учителя из авторитарного транслятора готовых идей, во вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала. Будущее за системой обучения, которую можно выразить схемой: Учитель – технология – ученик.

Свой традиционный урок я преобразовываю в интерактивный с использованием ИТ, а мои учащиеся принимают активное участие в Международном конкурсе по информатике «Бобер». В 2012 году вышел "Новый государственный стандарт» обучение учащихся начальной школы. В котором четко сказано о том, что начиная с 2013 учебного года будут введен предмет, «Сходинки до информатики». И я на протяжении 5 лет веду кружок, где основными участниками являются именно учащиеся начальной школы. 

Благодаря всему этому повышается эффективность учебного процесса, достигается высокий результат интеллектуального развития учащихся, обеспечивая их навыками саморазвития личности. Но в то же время не нужно идеализировать интерактивное обучение и Интернет, это не панацея, которая позволит добиться нам результатов в кротчайший срок. Чтобы это работали эффективно, нужно научить детей пользоваться всей предоставляемой информацией, критически осмысливать и выборочно применять её. Это и есть моя задача как учителя.

На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели, позволяющие показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому это важнейшие средства иллюстрации медиаобразования.
Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации на заданную тему в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают других в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели.

В системе методической работы школы мы изучаем и проводим интегрированные уроки. А так как я еще и учитель математики, то совместить это очень просто. Здесь можно разработать и тесты в среде EXCEL, подобрать видеоматериал об ученых, сделать презентацию по какой- либо теме, показать различные математические фигуры или же попробовать построить их самим.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Некоторые ученики, медленнее своих товарищей усваивают объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея партнером компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию обучения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем изучение скучных страниц учебника.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того чтобы использовать ИКТ, и учитель, и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере.

Я, как учитель информатики, участвую в формировании и развитии личности, особое внимание уделяю развитию логического и алгоритмического мышления. Очень много заданий по информатике тесно связаны с математикой, где нужно, прежде чем решить задачу на языке программирования, её нужно разобрать математически.

У учащихся воспитываю стереотип мышления: "Нужно узнать - посмотри на компьютере, загляни в Интернет".
На сегодняшний день разработаны и свободно продаются программные пакеты хорошего качества по различным предметам. На сайтах образовательных учреждений в Интернете накопилось много программных продуктов учебного назначения, в том числе и некоммерческих, которые можно получить или работать с ними дистанционно. Дело за учителем, чтобы все это разумно использовать. В свою очередь я тоже вношу вклад и делюсь своим опытом работы на разных сайтах (учительский портал, учительский журнал - он-лайн, сайт видеоуроки.net). Мною создан собственный сайт (http://superdetki.ucoz.ru/ ), на котором размещены разработки уроков, фотоматериалы, различная методическая литература, которая поможет в образовательном процессе любому учителю. Так же наша школа приняла участие и зарегистрировалась во Всеукраинской системе образования: «Щоденник.ua», где я являюсь администратором страницы нашей школы. Этот сайт помогает поддерживать связь школа - родители-дети.

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение медиаобразования в учебном процессе хотя и трудоемкое во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель имеет право выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать на благо развития ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены