РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система деятельности по формированию познавательного интереса

Система деятельности по формированию познавательного интереса

Система деятельности учителя по развитию познавательного интереса

Современные подходы к организации системы школьного начального образования определяются прежде всего отказом от единообразия. Одним из направляющих векторов этого подхода является развитие познавательного интереса младшего школьника. Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения.

Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Оказывая влияние на познавательный интерес учащегося, учитель, тем самым влияет и на успешность обучения школьника в целом.
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед учителем начальных классов. Необходима постоянная и регулярная работа в этом направлении. Поэтому была разработана и апробирована система работы по развитию познавательного интереса младшего школьника.

Цель данной системы – формирование и развитие устойчивого познавательного интереса и познавательной активности младших школьников. И как следствие - повышение качества образования учащихся.

Переход на систему работы по развитию познавательного интереса младших школьников потребовал многих изменений в технологии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было чётко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ребёнка, его ума, воли, чувств, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения.

Данная система работы по развитию познавательного интереса младших школьников направлена на:

  1. повышение уровня учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей контингента обучающихся;
  2. Создание здоровьсберегающей среды, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.
Развитие познавательного интереса у младшего школьника – это не только учебный процесс, это ежедневная работа во всех сферах его действия.

Поэтому данная система имеет три направления:

Главное в системе: весь учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому цель первого направления «Образовательная деятельность» – развитие познавательного интереса, способствующего развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, которые поддерживают интерес к обучению.

Осознав эти проблемы, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы.
Решение занимательных, логических задач, не требующих глубокого знания школьного курса также является средством стимулирования познавательного интереса.

Большое значение в развитии познавательной интереса придается экскурсиям в природу, беседам о природе и бережном к ней отношении не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках.

Ребёнок выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове (творческие работы учащихся: рефераты, сочинения, доклады…).
Еще одним средством поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в середине - для небольшой разрядки, в конце - для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры- математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.

Сущность обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного использования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для учителя. Вместе начинаем искать, где что не так. А иногда «ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают «учить» меня. В начальной школе требуется «разбудить» мысль детей.
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.

Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Цель второго направления «Внеклассная деятельность» не дать угаснуть в ребенке интересу и любознательности, которые заложены в нем с рождения, и способствовать их интеграции в образовательный интерес. Современная педагогика рассматривает «познавательный интерес» не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку — интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. Поэтому в развитии познавательного интереса большую роль играет внеклассная деятельность. При составлении плана работы ГПД, воспитательной работы я опираюсь, прежде всего, на интересы и потребности своих учеников. В начале года необходимо анкетирование по изучению познавательных интересов учащихся, и только затем выстраивание работы.

Высшим проявлением познавательного интереса является проявление его как качества личности. Постоянно имеющий место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов.

Третье направление «Семья»

Активизация познавательной деятельности младшего школьника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому цель третьего направления: совместно с родителями не допустить угасания познавательного интереса, который начинает в полной мере формироваться у младшего школьника. Каждая семья имеет свой стиль семейных отношений и стиль воспитания ребенка в семье, которые оказывают большое влияние на формирование личности ребенка Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности младшего школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Чем ближе к личному опыту ученика изучаемый общественно-исторический опыт, тем выше степень познавательной активности и познавательного интереса младшего школьника. Это должно стать одним из условий формирования познавательного интереса ребенка в семье. Поэтому в формировании и поддержании познавательного интереса семье младшего школьника, следует создавать такие ситуации, прежде всего при выполнении домашних заданий, когда ребенку будет интересно. Вторым условием формирования познавательного интереса младшего школьника в семье должно стать нахождение привлекательных сторон в процессе учения. Третьим условием формирования познавательного интереса ребенка в семье должно стать приобщение ребенка к миру книг. Причем, приобщение ребенка к миру литературы, к книге, должно происходить в семье не с поступлением ребенка в школу, а с самого его рождения. Если с рождения приучать ребенка к книге, читать ему, учить обращаться ребенка с книгами, развивать интерес ребенка к книге, объяснять ему, что в книгах можно найти все на свете, уже к школьному возрасту у ребенка будет сформирован устойчивый интерес к книге. В наше время существует множество энциклопедий для детей на самые разнообразные темы, что только способствует развитию познавательного интереса младших школьников. Задачей родителей младшего школьника на этом этапе, является поддерживать развивающийся познавательный интерес и не дать ему угаснуть. 

Четвертое направление «Мониторинг»

Понятие "мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Центральным вопросом является проблема управления развитием познавательного интереса каждого ребенка Принципиально важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии развития познавательного интереса. Педагогу необходимо не только выявление сформированности познавательного интереса, но и отслеживание эффективности работы данной системы по всем направлениям. 

Поэтому основными задачами является:

  • получение объективной информации о развитии познавательного интереса
  • своевременное выявление отклонений в организации и работе данной системы, установление степени соответствия проводимой работы и результатов;
  • анализ достижений в обучении и воспитании;
  • изучение и распространение положительного опыта по данной проблеме.
Мониторинг подразделяем на предварительный, текущий и итоговый. Предварительный мониторинг поводится перед началом работы. Он выявляет, первоначальные показатели. Его значение велико для дальнейшего качественного протекания запланированных процессов. Текущий мониторинг осуществляется в процессе деятельности. Цель итогового мониторинга – оценить результаты.
Мониторинг развития познавательного интереса.

Мониторинг развития познавательного интереса младшего школьника включает в себя ряд диагностик, методик, а так же рейтинговую шкалу.

Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает как отдельную личность, так и коллектив в целом. Только в эмоциональном благополучии ребенок способен развиваться.

  • Методика диагностики эмоционального самочувствия школьника Карповой Г.А.
  • Методика «Эмоциональный потенциал детского коллектива» Лутошкина А.Н.
Данная диагностика основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, эмоцией и определенным цветом. При помощи данной методики я выявляла эмоциональные переживания ребенка, жизненно важных для него зон, таких, как урок, семья, учитель, двор

Детям предлагается игра-задание «Какое у меня настроение».

Записываются оттенки настроения:

  • красный – радостное;
  • зеленый – спокойное;
  • белый – безразличное;
  • серый – скучное;
  • черный – плохое.
Экспериментальное исследование учащимся в урочной деятельности. Выполнить проверочных работ с целью сравнения уровня познавательной активности 

Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом:

1. Высокий:

  • Активная ориентировка в новом материале;
  • Самостоятельное выделение ключевых понятий;
  • Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
  • Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;
2. Низкий:
  • Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
  • Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
  • Малое приложение личных усилий в учебной работе;
  • Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.
Литература:
1. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников// Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Педагогика, 1982
2. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001.-№ 6.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998
4. "Формирование познавательной деятельности младших школьников” М. Просвещение 1988г.
5. Шадриков В.Т. Психология деятельности и способности человека. - М, 1996
6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.,2000.
7. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. - М., 1993
8. "Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской.
9. Р.С. Немов "Психология” /Познавательные процессы /Возрастная психология. М. Просвещение 1990г.

Попова О.В.29.04.2013 30320 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar