РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новые формы оценки младших школьников

Новые формы оценки младших школьников Лесных Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 1 г. Липецка
Класс: 2 

Новые формы оценки младших школьников 
(из опыта работы)

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества»
В.А.Сухомлинский

Новая система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же мы организовали в нашей гимназии контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной системе. 

При оценивании мы используем различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.

  1. Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
  2. Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.

В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому наш опыт работы в данном направлении мы считаем актуальным и остановимся на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется нами с 1 класса.

По мнению Алексея Борисовича Воронцова, кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться».

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения в гимназии. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:

  • Зелёный – усвоил, не испытываю трудностей
  • Жёлтый – иногда испытываю трудности
  • Красный – надо поработать
Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

  1. Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
  2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Работу над проблемой формирования учебной самооценки мы в гимназии проводим в три этапа:

1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:

  1. Мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности.
  2. Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.
2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть:
  1. Развитие умения описывать цель и результат достижения цели.
  2. Формировать понятия «знания» как процесс достижения учебной цели.
3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:
  1. Использование заданий по предметам разного типа.
  2. Проведение диагностических срезов, контрольных работ.
Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.

Я и мои коллеги в работе по формированию учебной оценки используем разнообразные приемы и виды деятельности:
  1. Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
  3. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
  4. Комментированное письмо.
  5. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
  6. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
  7. И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.
После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю. Я думаю, что эти же упражнения, задания используете и вы в своей работе.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.

Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание; 


Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:

  • в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития»,
  • во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».
Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений моих учеников на момент поступления в гимназию, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования гимназии. Вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом мы – учителя начальных классов стараемся организовать целостную работу по формированию УУД через предметные линии развития, через внеурочную деятельность, через применение проектной технологии, через систему коррекционных занятий.

Созданная в гимназии система мониторинга позволяет мне и моим коллегам проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями.

В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио.

Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я, так же как и мои коллеги, работающие со мной в одно параллели, ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки – портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это – я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей.

Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

И в заключении я хочу сказать, что используемая в гимназии система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Литература 
1. И.А. Сафронов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 г.
2. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России»/ авт.-сост. М.Б. Буряк – М.: Планета, 2012.
3. О.Б. Логинов Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. 2 класс – М.: Просвещение, 2012, 2013.
Лесных Наталья Александровна17.04.2013 67040 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar