РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология проблемного обучения на уроках истории: советы практика

Технология проблемного обучения на уроках истории: советы практика

Ребенок, усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности, являясь активным субъектом своего обучения. Как разбудить эту потребность, как, зажечь огонек в глазах, вовлечь в процесс познания и желание работать с первой минуты урока. Предлагаю вниманию заинтересованных читателей приемы, которые я использую в своей практике на уроках истории. Воспринять – осмыслить – запомнить - применить-проверить результат таков закон усвоения, выведенный педагогической психологией. Это основной алгоритм, которым я пользуюсь при подготовке к уроку на протяжении многих лет. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать эти этапы во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание - запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения.

Точной и емкой формулировкой темы урока можно создать проблемную ситуацию, над разрешением которой мы будем работать весь урок. Например, тема «Жизнь египетского вельможи в пантомиме» сразу привлечет внимание учащихся, и вызовет ряд вопросов: «А что артисты приехали? Спектакль будет?» Да, будет, но артистами будете вы. Согласны? Еще бы! А для этого вам нужно сделать следующее... и даю задания по группам. И, чтобы отразить все особенности жизни египетского вельможи, мы ее изучаем, продумываем, как ее показать без слов, что можно использовать для отражения особенностей той эпохи и т.д. и т. п., а в это время идет процесс познания. Или есть такая тема «Единовластие Цезаря в Риме», которую я формулирую иначе «Единовластие Цезаря в Риме: причины и последствия». С какой целью? Большинству мальчишек уже знакомо имя легендарного полководца, тема для них привлекательна. Учитываю этот факт и ставлю перед классом вопрос «Хотите узнать как Цезарь добился славы и могущества? Вдруг пригодится для вашей будущей карьеры?» Чтобы исследовать этот вопрос нам необходимо познакомиться с научными понятиями «причина», «следствие». Как вы думаете, справимся? И я, таким образом, не только ввожу научные понятия «причина», «следствие», но и учу их на фактическом материале самих определять причины установления единовластия Цезаря в Риме и устанавливать последствия этого для Рима (для закрепления этих фактов в сознании, лучшего запоминания - использую схему-образ). Таким образом, ребята весь урок учились устанавливать причинно-следственные связи, а вовлекла их в это формулировка темы урока. С помощью формулировки темы можно обычный, казалось бы, материал учебника, увидеть с необычной стороны. Например, изучение темы «Установление империи в Риме» можно начать с эпизода убийства Цезаря и акцентировать внимание детей на сцене, когда Цезарь видит подходящего к нему с мечём Брута и спросить у ребят: «Как вы понимаете фразу «И ты, Брут, дитя моё!». Дети сами приходят к выводу, что поступок Брута был неожиданным для Цезаря, противоречащим здравому смыслу. И здесь я знакомлю ребят с понятием «парадокс» - (неожиданный) мнение, суждение, действие, противоречащее здравому смыслу. После чего утверждаю, что после смерти Цезаря Римская империя пережила еще не один парадокс. Давайте это выясним, и предлагаю тему: «Установление империи в Риме: парадокс за парадоксом» и предлагаю отправиться в поиск парадоксов, где найденный парадокс будет стоить 1 балл; а еще и красиво сформулированный от 1,5 до 2 баллов. 

Лучшие варианты предлагаю вашему вниманию:

  1. И, ты, Брут, дитя мое!
  2. Вот тебе и тщедушный мальчишка! (Октавиан)
  3. А Цезаря - то зря убили!
  4. Полководец-предатель. (Анатолий)
  5. Император в республике!
  6. Император, боящийся собственного народа.
Вместо темы «Олимпийские игры в древности» ввожу тему - загадку «Рожденные в древности, живущие поныне». Или могу предложить такой вариант: на доске запись: «Лабораторная работа по теме: (на доске крепятся четыре листа бумаги: белый, красный, желтый, черный) Естественный вопрос ребят: «Это тема?». «Да, тема! Но как она будет звучать, и почему слова заменены четырьмя цветами, вы определите после небольшой викторины после прочтения параграфа № 20. (А.А. Вигасин, Г.И.Годер. История древнего мира. 5 класс). Викторину в слабых классах лучше проводить поэтапно, после каждого пункта параграфа, ряда заданий на ассоциативный образ и решение проблемно - познавательных задач Правильно ответившие получают цветные жетоны ,аналогичные цветам использованным для обозначения темы урока. При подведении итогов все учащиеся, получившие фишки одного цвета, объединяются в одну группу, образовывая, таким образом, условную «касту». Самый активный ученик получает знак с изображением Будды, а все остальные кто по какой-то причине не заработали фишек, становятся «нищими» (т.е. учениками Будды). 

И перед учащимися вновь возникает проблема: «Что означает этот цвет?». И они решают ее после работы с параграфом № 21 (в сильных классах можно привлечь дополнительную литературу). А Будда со своими «нищими» расскажут о своей жизни и заповедях. Формулировка темы может стать отправной точкой при выполнении творческого задания. Например, предлагаю учащимся 11-х классов обобщить курс отечественной истории XX века под такой темой «XX век «глазами» народной мудрости» и потом ребята получают опережающие задание. Каждому классу определяется его четверть (треть) века. Ребята должны отразить особенности этой исторической эпохи через анекдот, карикатуру, шарж, инсценировку юмористических произведений и т.д. Взгляд на уже знакомые события через призму «народной мудрости» обеспечит активность, заинтересованность, результат. Вариант для бинарных уроков истории и литературы.

За темой урока следует его цель. Как же на этом этапе можно активизировать внимание учащихся? В 5-6 классах я нередко использую такой прием: после темы урока на доске блок: «Загадки урока» и записываю все новые понятия, незнакомые выражения, имена. И ставлю цель: каждый, для кого сегодня, к концу урока, не останется ни одного неразгаданного слова, уйдет с оценкой. Как правило, использую те параграфы, где новые слова, понятия следуют на протяжении всего урока и их «узнавание-разгадывание в конечном итоге дает полное представление по теме урока. Например, тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» будет содержать такой блок: «Загадки урока: фараон, вельможа, писцы, налоги, каналы, насыпи, шадуф, ремесленники, ювелиры, горшечники». Поэтапно раскрывая одно слово за другим, ребята знакомятся с темой урока. Чтобы обещание, данное в начале урока, не осталось пустым звуком вызываю несколько ребят (как правило, тех, кто уверен в своих знаниях) к доске. С их помощью закрепляем все изученное, а потом предлагаю оценить ответы друг друга в парах и выставить оценки в дневники. По теме: «Арабы в VI-XI веках» предлагаю такой блок загадок: бедуины, ярмарки, Мекка, Кааба, Мухаммед, Аллах, мусульманин, Медина, Коран, шариат, калым, халиф, везир, эмиры, медресе. И сразу нацеливаю ребят на то, что итогом работы по этому блоку будет исторический диктант в конце темы. Если на уроке речь пойдет о военных действиях, я не называю цель урока, как таковую, а говорю, что в связи с военными событиями там-то и там-то поступило донесение-шифровка вот такого содержания. Наша задача расшифровать донесение. И весь урок, шаг за шагом, мы будем поэтапно озвучивать не что иное, как опорный конспект. Порой придумываю всевозможные «сочинялки- запоминалки» и прошу детей после знакомства с ними самих определить тему и цель урока.

Например: Ашока - Индия, Цинь - шихуан - Китай.
Они давно уж умерли, а мы их изучай.
Будда - индиец, Конфуций - китаец.
Два великих мудреца и их мы изучаем!
Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы
Четыре больших, полноводных реки.
Слушай внимательно, запоминай:
Две первые - Индия, две вторые - Китай.

Эту «сочинялку» в слабых классах использую ещё раз во время урока для закрепления, а в сочетании с движениями для физической минутки. Подобный вариант использовала на уроке обществознания. Вывешиваю на доске заранее написанный плакат такого содержания: «Прокурор, прокурор - обвинение, надзор. Адвокат, адвокат - защищает всех подряд. Внимательно заслушав сути спор - Судья выносит приговор. Преступленье совершил (и неважно кто и где) - он ответит на Суде». Дети сами определяют тему и цель урока, а плакат как зрительный образ, будет помогать им на протяжении всего урока запоминать, кто и какие функции осуществляет в суде.

При изучении темы «Гражданская война и иностранная интервенция в России» тему записываю на доске, а детей сажу группами за заранее расставленные столы, на которых потом появляются таблички: «белые», «красные», «зелёные», «интервенты». Предлагаю ребятам посмотреть на тему и не только сформулировать цель урока, но и определить алгоритм работы. Естественно, по ходу корректирую, уточняю их варианты. Вариантов постановки можно придумать много, не исключая и традиционного целеполагания. Многое зависит от темы урока, возраста учащихся, особенностей класса и от желания учителя.

Подхожу к главному, основному этапу урока - этапу получения и закрепления знаний. Анализируя и обобщая свой опыт и те приёмы , которые я использую для активизации познавательной деятельности, я пришла к выводу, что вовлечение в активное познание возможно: через игру, через вживание в образ, через привлечение ассоциативных образов и предметов в сценарии урока, через умело организованную практическую, лабораторную, исследовательскую работу, через работу с опорным конспектом, через домашние задания, творческие задания, через уроки -мастерские и внеурочные мероприятия по истории. Учебная игра занимает на моих уроках, особенно в среднем звене, почётное место. Играть любят все дети и, включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных, привлечь их внимание. Помните урок «Жизнь египетского вельможи в пантомиме»? Я им обещала, что будет спектакль. Насчёт спектакля в обычном смысле слова это конечно блеф, но определённую работу с применением артистических способностей они проделают. 

Делю класс на группы и каждой группе даю по секрету задания: 

  1. Очень внимательно прочитать параграф 8. 
  2. Изобразить определённые абзацы без слов (пантомимой). 
  3. Когда группа выступает у доски задача класса найти и зачитать то место в параграфе, которое «изображают». 
Оценка за урок будет складываться из артистического таланта (т.е. умения правдоподобно изобразить те или иные сцены из жизни вельможи) и ответов - отгадок. Мотивирую: чем внимательней читаем, тем быстрее отгадываем. Когда мы изучаем тему «Войны Рима с Карфагеном» - мы воюем. Класс делится на два войска, выбирает своих полководцев и готовится к «бою». «Армии» заранее изучают материал, картографы рисуют схемы боевых действий, хронисты составляют хронологические записи боевых действий. Историк готовит справку о своём полководце, а шпионы лазутчики рассказывают об особенностях войска противника. А потом «бой», состоящий из всевозможных вопросов, заданий, загадок. И в этой войне, вполне возможно, победу одержит войско Ганнибала (по знаниям конечно). Вовлечение в познание через образ это тоже игра, но особенная. Она заставляет ребят сопереживать вместе с теми, кого они изображают, или от имени кого говорят, доказывают. Замечательным материалом для вживания в образ может служить тема «Рабство в Древнем Риме». А буквально на следующем уроке я их из рабов сделаю мелкими и крупными землевладельцами, и они будут защищать или обвинять Тиберия и Гая Гракхов. Ценность их использования не только в том, что они помогают закрепить знания, но и отвлекают ребят от обыденности, вносят разрядку, оживление. Вполне понятно, что мы играем там, где уместно. Игра лишь средство достижения цели. Играть нужно серьёзно, как будто бы всё происходит на самом деле, с полным уважением к играющим и тогда успех будет обеспечен. Опорный конспект (О.К.) - это не только прекрасное средство для развития образного и логического мышления, но и проверенный способ вовлечения ребят в активное познание. Научить ребят составлять O.K. с помощью символов, знаков -это научить их не только выделять главное, но и видеть это главное в образе. Учить составлять O.K. нужно от простого, постепенно усложняя и материал и объём. И когда вы убедились, что ваши образы видятся, понимаются, читаются детьми, можно переходить к заданиям по самостоятельному составлению O.K. Опорный конспект не обязательно охватывает у меня материал всего параграфа. Это может быть часть темы, показывающая прочную взаимосвязь, может быть постановка или начало решения какой - либо проблемы. А может быть, я решила через O.K. подать всю тему (например, «Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы» Приложение №1.). Возможно, это будет просто загадка, шифровка, которую нужно расшифровать. Главное, чтобы это было уместным, рациональным и решало в совокупности с другими средствами основную задачу урока. Закрепить всё изученное на уроке тоже можно по - разному. Но лучше, если будут, задания требующие размышления, анализа. Для более сильных ребят это руководство к действию. Урок для них не обязательно должен быть завершён - они должны уходить с мыслью о поиске ответа. 

Время от времени я доверяю детям оценить себя или соседа. Вы думаете, это не активизирует? Ещё как! Если в начале урока будет сказано, что контроль знаний будет проводить сосед по парте, а ещё будет проведён «контрольный срез» объективности выставленных оценок (и от этого кто-то может пострадать), то объективность будет достаточно высокой, а у ребят будет стимул работать лучше. Кажется, мой урок подходит к концу, пора давать домашнее задание, хотя традиционно я даю его в начале урока. Что есть домашнее задание для ученика? Чаще - необходимость, а хотелось бы, чтобы было потребностью, да ещё и с удовольствием выполняемой. И вы знаете, я нашла такое задание, которое, большинство детей выполняют с радостью, а потом ещё и гордятся результатами своего труда. Это задание по подготовке к уроку - творческая мастерская. Такие уроки - моя гордость. К ним мы готовимся за 2-4 недели. Как? Шьём, вяжем, лепим рисуем, клеим, строим, делаем тесто и так далее. А в один прекрасный день мы несём всё в класс, доделываем и представляем на суд зрителей. Как правило, этим мы завершаем работу, по какой - либо теме. 

Итогом работы нашей первой мастерской в пятом классе была выставка «Страна на берегах Нила». А результатом работы второй творческой мастерской стало выступление театра Диониса. Выставка на 7 столов стала итогом изучения раздела «Раннее средневековье» Там можно было увидеть всё: дам и рыцарей средневековья, их наряды и доспехи, замки сеньоров и лачуги крестьян, верблюдов, идущих по Аравийскому полуострову и султана в шатре в окружении наложниц. Были там стихи, рисунки, книжки - самиздат. И всё это - домашнее задание. Поверьте, ради таких домашних заданий учителю стоит жить и работать! Психологи утверждают, что познавательная активность школьника-качество не врожденноё и не постоянное, она развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения и стиль его общения с обучающимися на уроке, успеваемость и настроение. Только подлинное сотрудничество учителя и обучающихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса .Разумеется ,степень познавательной активности зависит и от самих ребят ,от их воспитанности, сознательности ,любознательности, волевых усилий ,ведь сегодня обучающийся не столько объект ,сколько субъект учебного процесса. И если у обучающегося этих качеств пока нет, то формирование их тоже входит в профессиональную деятельность учителя.

Ситникова Любовь Павловна23.04.2013 26720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar