РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса

Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса

В настоящее время особыми становятся отношения гражданина России с государством и обществом. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения …, прогнозируя их возможные последствия …, обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально - экономическое процветание» [1, с.7]. Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях общей образовательной школы. Понимание современных условий и особенностей развития и социализации будущего гражданина позволит педагогу решать одну из главных задач образования – воспитание «Гражданина» [2, с. 24].

Я работаю с учащимися младшего школьного возраста и отношу себя к педагогам, которые понимают необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Именно в этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, что создает предпосылки для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств [3].

Моя деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся младшего школьного возраста гармонично вплетается в деятельность школы по основным направлениям Программы патриотического воспитания, поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: создание условий для формирования в личности младшего школьника набора позитивных ценностей общества, активной гражданской ответственности, духовности через учебно–воспитательный процесс. Основными принципами моей деятельности являются: уважение индивидуальности личности, коллективная деятельность, стимулирование самоменеджмента, разумная требовательность и связь с реальной жизнью. Определила результаты деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию: умение любить, уважать близких и родных людей; повышение чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; умение и желание сочетать общественные и личные интересы.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я планирую по следующим направлениям: «Моя семья», «Мой город, над Ирбиткой – рекой…», «Я – гражданин России», «Мы духом едины».

В своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга я использую современные образовательные технологии – игровая, проектная, информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, технология проблемного обучения. Опыт по активному использованию данных технологий был представлен мною на городском, областном и российском уровнях.

Тема родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь учащимся в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, сформировать это очень важное умение человека – вот главная моя задача как педагога в этом направлении. Любовь к дому, в котором ребенок живет; к близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями - это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых; доброты, милосердия являются составляющими портрета выпускника начальной школы [4]. В первом классе я знакомлюсь с семьей каждого воспитанника, составляем вместе социальный паспорт семьи, устраиваем уроки – знакомства в «День открытых дверей». Все эти мероприятия предоставляют мне возможность изучить воспитательные возможности каждой семьи и использовать их в своей дальнейшей деятельности: тематические классные часы, организация «Дня именинника», подготовка фотоколлажа «Мой семейный архив» и т.д. Родители принимают участие в подготовке мини – проектов «Я и моё имя», «Герб моей семьи», «Моя семья в годы войны». Результаты работы по данному направлению очевидны. В «Год Учителя» был организован городской конкурс сочинений «Моя мама - Учитель», в котором учащийся моего класса занял II место. Эта работа была отмечена благодарственным письмом оргкомитета ИРО за активное участие в детском литературном конкурсе «Слово об Учителе».

Ежегодно проходит городской конкурс чтецов «ЛуЧиК» для учащихся первых классов. В 2011 году была определена тема конкурса - «Семья». По итогам работы жюри было объявлено, что победителем городского конкурса стала ученица моего класса Чусовитина Алина со стихотворением Тютюнник Н.С. «Прибавление в семье».

Задачи, которые я реализую в направлении «Мой город, над Ирбиткой – рекой…», при формировании активной гражданской позиции у младших школьников, следующие: изучить историю родного края; воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Урала»; формировать экологическое поведение.

Начальный этап работы по данному направлению начинается с изучения истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Классные часы «Родословная Урала», «Символы Свердловской области», «Моя малая Родина», «Ирбитская ярмарка», «Флора и фауна Урала», «Памятники города Ирбита» и т.д. частично выстраиваются на знаниях учащихся истории и культуры родного края. Показательным стал урок – проект «Мой город, над Ирбиткой-рекой» (2009), участниками которого стали не только учащиеся, но и их родители. Мною была организована совместная деятельность, позволившая построить урок таким образом, что учащиеся сами представляли найденную и полученную информацию о своем городе. При этом мне было необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Данная деятельность была настолько интересной и увлекательной, что натолкнула мою ученицу Ларионову Маргариту и её бабушку на реализацию проекта «История города Ирбита в монументальных памятниках», который был представлен на городском фестивале проектов в 2010 году. 

Историческую направленность отражал проект «Ирбитское кружево» (2011). Результаты данного проекта оформлены фотовыставкой в школьном музее, которая стала победителем в городском смотре школьных музеев. Тему малой родины я продолжаю формировать через осознание сопричастности к родному месту, где родился, к родному городу, к школе, в которой учатся, к людям, которые рядом. В рамках данного направления были реализованы проекты «Уральский сказитель» (2009) и «Баю – баюшки – баю…» (2010). В работе я использовала информационно – коммуникационные технологии, которыми владею сама и учу этому детей. Ребята с удовольствием делали компьютерные презентации, которые иллюстрировали их исследовательские работы.

Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя— хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма. Формировать гражданскую и правовую позицию личности в направлении «Я – гражданин» мне позволяет решение следующих задач: воспитывать правосознание; формировать культуру проявления гражданской позиции; систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

В этом направлении, я использую различные формы работы - тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми. Мы с детьми встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Чернобыльской трагедии, людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Результат таких встреч мы стараемся представить на Уроках гражданственности.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является в направлении «Мы духом едины!» является его активная социализация. Социальное окружение для учащихся моего класса расширилось после участия в уроке, посвященном 50-летнему юбилею нашей школы в 2007 году. Наш класс работал над проектом «Нашей школе – 50!». Впоследствии мы продолжили работу в этом направлении. На городском фестивале проектов в 2008 году мы представили уже свою работу «Большие дети маленькой школы». Переписка с выпускниками продолжалась. В результате тесного взаимодействия с выпускниками школы возникла идея об организации в 2010 году юбилейной встречи выпускников 1960 года. Проект «Школьные годы чудесные» (2010) стал преобразовательным результатом и позволил последовательно расширить сферу общения учащихся, установить связь поколений выпускников.

Галина Яковлевна, выпускница нашей школы, с которой мы до сих пор ведем переписку, стала инициатором установления сотрудничества между учащимися Белоруссии и России. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

В настоящее время установлена переписка с учащимися 3 «В» класса школы № 198 города Минска. Международное сотрудничество приносит уже сейчас свои результаты. Учащиеся моего класса составили сборник рисунков на любимую песенку белорусских учащихся, который мы так и назвали «Песенка о гномиках». Это сборник мы отправили своим белорусским друзьям, чему они были очень рады.

Благодаря взаимодействию с Даньшовой Г.Я. мы смогли установить сотрудничество с белорусским детским журналом «Качели». Редакцию журнала мы систематически знакомим с нашими достижениями, успехами. Результат такого плодотворного сотрудничества можно увидеть в одном из номеров журнала «Качели».

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!

Адамбаева Людмила Анатольевна28.04.2013 43970 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar