РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщение опыта: "Интегрированное занятие как эффективная форма обучения и воспитания в коррекционной школе".

Обобщение опыта: "Интегрированное занятие как эффективная форма обучения и воспитания в коррекционной школе". «Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности.
…Воспитывает не учитель, а всё общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово - интонация, с которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности». В.П.Кащенко. 

Учебные программы вспомогательных школ предусматривают наряду с сообщением необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов и самой личности ребёнка, через воображение, восприятие, представление, память, речь, мышление. Но, дети с ограниченными возможностями здоровья, трудно усваивают материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память, мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе и общественной жизни. Чтобы снять напряжение, уменьшить утомляемость детей за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности, использую интегрированные занятия – как эффективную форму обучения, развития и воспитания. 

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. 

Интеграция выполняет ряд функций в обучении и воспитании: по Г.Ф. Федорцу:
  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. 
  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания. 
  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширение кругозора. 
  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. 
  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации воспитания и обучения.
За методикой интегрированного воспитания в коррекционной школе большое будущее, т.к. благодаря ей в сознании воспитанников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания и умения на практике. 

Все школьные дисциплины, в коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, зависит от многих условий. 

Какова необходимость межпредметных связей? Аргументы следующие:
  • Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого; 
  • Широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора школьников; 
  • Развивается умственная деятельность; 
  • Появляется желание учиться; 
  • Формируются положительные нравственные качества. 
Работая по общешкольной программе в различных направлениях, а именно по дням недели – и анализируя результаты коррекционной работы, стало ясно, что воспитанники сами, в повседневной жизни, в повседневных контактах не всегда могут понимать своё состояние и оказывать себе помощь, т.к. имеют ограниченный жизненный опыт. Следовательно, их нужно этому учить. С этой целью мной была создана программа по формированию здорового образа жизни, которая помогает развивать у детей потребность самовыражения в социально – приемлемой деятельности, соответствующей возрасту. 

Были разработаны и проведены в 4 классе следующие занятия: «Я ещё ребёнок или уже взрослый», «Кто я: хозяин или квартирант?», «Беспорядок. Волнует ли он меня?», «Научись себя беречь», «Ситуации, угрожающие человеку» и т.д. На занятиях используются ролевые, дидактические, деловые игры. Также провела открытое мероприятие Путешествие по королевству «Будь здоров». Эти занятия явились начальной ступенькой в системе интегрированного воспитания, которое смогли заинтересовать детей, а это способствовало прочному усвоению материала. 

Интегрированное занятие решает не множество задач, а их совокупность и требует от воспитателя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости, личностного общения, когда дети положительно воспринимают воспитателя (уважают, любят, доверяют), воспитатель расположен к детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая. Как показывает практика, интегрированные занятия дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортнее. 

Структура интегрированного занятия отличается чёткостью, компактностью, статностью, логической взаимообусловленностью материала на каждом этапе занятия, большой информативной ёмкостью материала. 

Каковы могут быть формы интегрированных занятий? 

Формы и методы, способствующие осуществлению интегрированного подхода могут быть самыми различными: тематические беседы, экскурсии, словесное рисование, рисунки – пантомимы, фотоальбомы, грамзаписи, путешествия, практикумы. Это стимулирует детей и повышает интерес. 

Продолжая работать над своей темой - проблемой, провела в 5 классе беседы: «Как ухаживать за своим лицом», «Как не простудиться»; практическое занятие «Порядок в спальне», «Умеем трудиться»; ситуативные игры: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Если я один», инструктаж (практическое) задание: «Если игра стала бедой», «Безопасная дорога», открытое занятие «Здоровый образ жизни». 

В коррекционной школе рекомендуется строить интегрированные занятия на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение и развитие речи как предмет включает помимо литературных текстов материалы по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, краеведения. Математика содержит геометрический, алгебраический арифметический материалы. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности включает сведения из географии, биологии. 

На самоподготовке дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают материал. Важно и то, что приобретённые знания, умения, навыки применяются в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления интелектуальных способностей. Структуру самоподготовки нужно строить с обязательными ссылками на материал разных предметов, активизируя тем самым в сознании детей представления о взаимосвязи учебных дисциплин. 

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего – либо с непривычной стороны, нередко ставят «наших» детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс воспитания на развитие творческих способностей учащихся. Например, элементы театрализованного представления, в виде участия в предметных неделях, общешкольных мероприятий, продолжая вместе с учителем раскрывать тему, используя при этом, элементы интегрированной системы. 

Примеры для пояснения:
  1. Физкультура (маршировка – подготовка к строю и песни); 
  2. Музыка (учатся петь, а мы направляем процесс, продолжаем развивать способности детей при подготовке к общешкольным мероприятиям); 
  3. СБО (продолжаем обучение и воспитание детей, проводим практические занятия). 
Введение интегрированной системы способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и умения и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. 

С другой стороны, этот метод обучения и воспитания очень привлекателен для воспитателей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые формы воспитания. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: воспитателей, учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями здоровья, их способности и интересы.

Список литературы
1.Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования [текст]: М., 1993.-162 с.
2.Доронова, Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6—7 лет в детском саду [текст]: М., 1997.-206 с.
3.Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей [текст]//Дошкольное воспитание. 1983. № 2.-С. 22-26.
4.Белая, К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.
5.Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [текст]: Уфа, 2005.-128 с.
6.Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ. 2004. № 6.-С. 103-106.
7.Мартынова, М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков[текст]: Томск, 2003.-153 с.
8.Комплексные занятия по развитию творческих способнос¬тей дошкольников: Метод, пособие [текст] / Авт-сост. Н.В. Корчаловская, Г Д. Посевина. Ростов н/Д, 2004.-168 с.
9.Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении до-школьников [текст] // Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102.
10.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познава¬тельных процессов [текст] / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1964.-247 с.
Самкова Ирина Александровна30.04.2013 27090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar