РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Об уроках математики в современном мире.

Об уроках математики в современном мире.
Об уроках математики в современном мире. 

« Математика похожа на многогранный
кристалл, каждая из граней которого несет
свои возможности подлинного
серьезного познания».
П. Александров
 

Я считаю что «образование» — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Математика, находясь на одном уровне с русским языком, играет самую важную роль в современном образовании. Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк. В связи с этим цели обучения математики можно разделить на две группы: а) прогностические (обучающие); б) мировоззренческие, направленные на воспитание математической культуры (воспитательные и развивающие);

К целям предъявляются следующие требования: а) прогностические цели должны обладать - конкретностью, конструктивностью, проверяемостью, участием ученика в процессе учения; б) мировоззренческие должны пронизывать весь учебный процесс, выражать стремление к аргументации и четким логическим схемам рассуждения, к четкому расчленению рассуждения, обязательно должны учитывать формирование возможных качеств личности средствами предмета.

Жизнь идет вперед – науки развиваются, появляются новые открытия. Особенно сложным и неоднозначным является вопрос о содержании курса математики. Может быть, стоит подумать, как модернизировать его содержание, как познакомить молодежь с концептуальными понятиями и фактами, которые являются бесценными достижениями человеческого разума и имеют большое общекультурное и жизненное значение. Я считаю, что объем и требования школьной математики сейчас завышены и превышают реальные умственные, физиологические и психологические возможности «среднего ученика». Конечно, в настоящее время, разработаны несколько примерных учебных школьных программ, систематически появляются все новые и новые. Современный учитель вправе сам выбирать по какой программе работать, адаптировать ее под конкретное количество часов, конкретный класс и т.д., составляя свою рабочую программу. Существует огромное количество учебных пособий и для учащихся и для педагогов. Я работаю по традиционной программе. 5-6 класс (математика) Виленкин, 7-9 класс (алгебра) Мордкович, 7-9 класс (геометрия) Атанасян. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. Огромную помощь в обучении математики оказывают разнообразные УМК, тесты, дидактические материалы, способствующие успешной подготовки к экзаменам. Работая с тестом ученик оказывается наедине сам с собой и со своими мыслями, и учителю легко отследить какие темы западают у конкретного ученика. Хотелось бы отметить то, каким бы авторским коллективом не был написан учебник, учитель все равно ориентируется на среднего ученика. В настоящее время большинство учителей переходит на преподавание математики по адаптированным для разных уровней обучения программам на основе государственных стандартов. 

Хорошая программа развивает самого учителя. Конечно, на одну только учебную программу ориентироваться нельзя, но и не нужно зацикливаться на перекраивании всей программы. Хорошая программа – эта та, которая сочетает в себе учебную базовую программу и творческое восприятие программы самим учителем. Такая программа играет в совершенствование педагогического мастерства учителя существенное значение. И, на мой взгляд, в работе необходимо использовать такие программы.
Одной из форм самостоятельных работ являются практические и лабораторные работы, которые как я считаю наиболее эффективно проводить на уроках геометрии, например, по моделированию геометрических фигур, пространственных тел, при изучении многогранников и т.д.). Такие работы можно проводить с привлечением компьютерных программ, тем самым осуществляя, межпредметные связи.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Огромную роль играют летние математические школы, в них большое внимание уделяется тем разделам математики, которые не входят в школьную программу, но очень важны для полноценного математического образования. ЛМШ как явление - это уникальный мир, это, конечно, увлечённые математикой ученики. Затем, это команда талантливых преподавателей, искренне любящих то, чем они занимаются. На этой основе ЛМШ - место, где люди не только занимаются любимым предметом, но проживают вместе часть жизни, и проживают так, что забыть это время потом невозможно.

В последнее время в науки и технике появляются разнообразные достижения, которые вводить на уроках математики в школе необходимо по нескольким причинам: это прекрасный и действенный инструмент для повышения интереса учащихся к предмету, развития эстетического вкуса учеников, а также привития нравственных качеств, но не стоит забывать об истории математики. Говоря словами Г.В.Лейбница, «кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет» убеждаемся в этом еще раз. Главное, чтобы информация о новейших достижениях и исторические сведения гармонично вписывались в современный урок. Такую информацию до учащихся можно доносить с помощью их исследовательской деятельности, которую они будут выполнять при подготовке к тому или иному уроку.

Все мы хорошо помним свои школьные годы: темная доска, осыпающийся мел и влажная тряпка и мастерски владеющий знаниями учитель объясняет материал у доски… В последнее десятилетие компьютер активно входит в школу. Компьютер это хороший помощник, он нужен учителю не только на уроке, но и до и после уроков. Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения с преподавателями и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы учащихся. Применение ИКТ на уроках в наше время стало обыденностью и, что прискорбно, обыденным становится и для учащихся. Они уже не удивляются ни презентациям, ни мультимедиа компонентам. Всё принимают как должное и даже наоборот могут поучить учителей. На данный момент для учителей нет никакого методического пособия по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет. Иногда хочется сесть за парту и самой побывать на уроке в роле ученика. И если вспомнить темные доски и мел, то все это как будто было вчера, многое в памяти осталось со школы и, кажется, что происходило более качественное запоминание учебного материала. Чем в современном компьютеризированном обществе.

В процессе обучения приходится работать с учащимися обладающими разными способностями – это одаренные дети, школьники интересующиеся теорией, прикладными вопросами, компьютерными технологиями, и другие группы учащихся. Поэтому необходимо раскрывать наклонности и способности каждого ученика в отдельности, причем то, по какой линии развиваться тому или иному ученику он должен определять самостоятельно, в соответствии со своими желаниями и умениями.

Савельева Татьяна Владимировна26.04.2013 12580 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar