РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Использование средств информационных  компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. В связи с этим среди практиков, учителей-логопедов, возник вопрос – нужно ли использовать ИКТ в процессе коррекции речи детей? 

Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Применение учителем – логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

  • Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
  • Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
  • Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
  • Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
  • Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Способствовать положительной динамике развития.

Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:

  • Образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
  • Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
  • Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
  • Открывают новые возможности образования, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.
Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока. 

1. Коррекция и развитие речи дошкольников

  • Формирование произношения.
  • Развития фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
  • Овладение элементами грамоты.
  • Формирование лексико-грамматических средств языка.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой и крупной моторики
  • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
2. Мониторинг речевого развития дошкольников
  • Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической).
  • Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы и приемы диагностики, которые бы при минимальных затратах времени позволили бы получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон развития воспитанников и устанавливать степень их соответствия или несоответствия тем или иным показателям.
  • Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS Power Point, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников.
3. Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда

Автоматизированное рабочее место учителя-логопеда (далее АРМ) это не только как комплект оборудования, с помощью которого учитель-логопед сможет давать занятия, а ещё и как комплекс учебных материалов различного вида, нормативно – правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя-логопеда.
Цель АРМ-а учителя-логопеда — помочь педагогу в проведении занятий, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения.

Возможные корневые разделы АРМ учителя-логопеда:

  • нормативные документы;
  • организационные документы учителя-логопеда;
  • диагностический материал;
  • тематическое планирование;
  • конспекты подгрупповых занятий;
  • конспекты индивидуальных занятий;
  • материалы для взаимодействия со специалистам;
  • работа с родителями;
  • материалы для консультаций;
  • проектная деятельность;
  • электронное портфолио.
4. Взаимодействие со смежными специалистами и родителями
  • Памятки для родителей по вопросам речевого развития дошкольников
  • Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях, педсоветах, конференциях
  • Вебинары, общение через скайп – видео-звонок
  • Сайт образовательного учреждения, отдельные страницы или сайты «советы логопеда»
  • Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и администрацией, воспитателями, учителями школы и др. через локальную сеть образовательного учреждения.

Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.

1. Компьютерные игры

Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:

  • Программно-методические комплексы, электронные учебники
  • Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
  • Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
  • Мультимедийные энциклопедии
Например:

1. "Учимся говорить правильно” (ООО "Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).
2. "Баба-Яга учится читать” (Компания "МедиаХауз”, 2003).
3. "Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
4. "Алик. Скоро в школу” ("Руссобит – М”, 2001).
5. "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” ("Руссобит – М”, 2005).
6. "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005).
7. "По воде, земле и воздуху” ("Руссобит – М”, 2004).
8. "Подводное сафари. Обитатели океана” ("МедиаХауз, 2003).
9. "В джунглях” ("МедиаХауз”, 2000).
10. "Силы природы” ("МедиаХауз”, 2002).
11. "Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО "ИгроМаркет”, 2010).
12. "Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005).
13. "Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” ("БУКА Интертейнмент”, 1998).
14. Развивающие игры "Веселые моторы” (Фирма "1С”, 2006).
15. "Азбука – малышка” (ТО "Маски”, 2008).
16. "Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др.

2. Компьютерные игры с использованием интернета. 

Например:

  • Картинки-раскраски по лексическим темам
  • Онлайн-игра «Раскрась алфавит»
  • Онлайн-игра фонетическая раскраска
  • Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
  • Использование различных порталов и сайтов
3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)
  • Презентации - картинки;
  • Электронные книжки;
  • Сказки, загадки;
  • Электронные игры по развитию речи и ВПФ;
  • По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.
Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6
5. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7
6. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6

Кривая татьяна Викторовна04.05.2013 58990 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar