РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства

Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства

Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства

Как известно, одним из видов проблемного обучения является художественное творчество. Поэтому, прежде чем говорить об использовании проблемного обучения на уроках изобразительного искусства, целесообразно напомнить сущность творчества вообще и художественного, в частности.

В философии творчество понимается как создание нового, принимаемого в определенной ситуации как нужное и полезное. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности.

Правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им, так как это – не только акт озарения и интуиции, но и результат знаний о способах действия. Таким образом, в процессе учебной творческой деятельности мы формируем не творчество само по себе, а способность к творчеству – умение видеть необычное в обычном, анализировать события, неординарно мыслить, умение ставить перед собой задачи.
В нашем случае речь идет о художественных способностях, условием развития которых является включенность учащихся в художественную деятельность, т.е. в процесс создания рисунка, изделия и т.д. Творческой деятельностью на уроках изобразительного искусства является создание оригинального продукта (рисунка, изделия и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению задачи.

Те или иные качества творческой личности мы рассматриваем и развиваем в контексте трех процессов:

  • эмоциональное восприятие мира и искусства, накопление чувственного опыта;
  • интеллектуальная переработка информации;
  • воплощение пережитого в собственной творческой деятельности.
В связи с этим в развитии художественно-творческих способностей можно выделить следующие основные направления:
  1. Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).
  2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству (воспитание чувств).
  3. Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел (самоактуализация личности через изобразительную деятельность).
Разделение это условно, так как развитие комплекса способностей происходит целостно, все направления «работают» одновременно.

Остановимся на некоторых особенностях использования проблемного обучения на каждом из этих направлений.

1. Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).

В обучении школьников изобразительной грамоте нами используется система учебно-творческих заданий, которые направлены на формирование и развитие специальных качеств, таких как: чувство линии, чувство пропорций, чувство формы и объема, чувство светотени, чувство ритма, чувство колорита. В данном случае на разных этапах освоения учебного материала и в разных возрастных группах целесообразно сочетать использование как репродуктивных, так и проблемных задач различных уровней сложности. Приведём варианты таких проблемных задач.

В процессе знакомства с приемами выявления объема предметов перед учащимися стоит задача: изобразить два бытовых предмета различной формы, выявить объем с помощью штриховки. Условие: использовать графический материал - карандаш. Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета.

Педагогической целью решения данной задачи является развитие воображения, умения анализировать, наблюдать. Задача используется в качестве предварительного задания на уроке, предшествуя объяснению нового материала, не вызывая на первый взгляд затруднений. Но в процессе выполнения рисунка, учащиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи: штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму круглого предмета (шара, чашки, вазы). Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы с применением метода сравнений и аналогий: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, учащиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия. Таким образом, учащиеся получают знания о новых способах действия.

Можно утверждать, что данный тип задач является проблемным, так как в их структуре два обязательных компонента – условия, известные учащимся (приемы работы графическим материалом, способы выявления объема предметов с помощью штриховки прямыми линиями), неизвестное, искомое (выбор способов выполнения штриховки в зависимости от формы предметов).

Приведенный выше тип учебно-творческих заданий используется при изучении нового материала, его закреплении, отработке навыков. Приведем пример решения проблемных практических задач контролирующего характера.

Задача: выполнить конструктивный рисунок бытового предмета (на выбор). 

Предлагается три уровня сложности:

  1. Задание практически не содержит неизвестного, предполагает копирование готового рисунка, для выполнения которого необходимо применить изученные ранее правила и последовательность изображения. Задание репродуктивного характера.
  2. Учащимся предлагается нарисовать бытовой предмет, самостоятельно применив необходимые линии построения. Неизвестным является выбор способа действия – последовательность выполнения построений формы предмета, применения правил изображения. Характер задания можно определить как частично-поисковый.
  3. Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера.
Общим для всех трех вариантов задания является контроль уровня овладения правилами выполнения конструктивного рисунка предмета, а также диагностика уровня развития творческих способностей.
Приведенные выше примеры проблемных ситуаций по классификации А.М.Матюшкина относятся к классу практических, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Проблемные ситуации такого рода чаще всего используются в процессе обучения изобразительной грамоте.

В некоторых случаях, когда овладение практическими навыками сопровождается усвоением каких-либо закономерностей, теоретических положений, используются проблемные ситуации другого класса – такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет) действия. А.М.Матюшкин характеризует данный класс проблемных ситуаций как теоретический. Например, перед учащимися стоит задача – исследовать цветовое решение натюрмортов различного эмоционального звучания. Педагогической целью является установление зависимости цветового решения натюрморта от условий освещения. Для работы предлагаются репродукции работ различных художников. В данном случае в основе проблемной ситуации лежит противоречие между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. В процессе анализа картин учащиеся приходят к осознанию закономерностей в передаче цвета предметов – зависимость цвета предметов от освещения естественного и искусственного.

2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству (воспитание чувств).

Возможно в процессе различных видов деятельности – как при выполнении собственных творческих работ, так и в процессе общения с произведениями искусства. Особое значение при этом приобретает умение понимать искусство, постигать образный смысл художественного произведения.

Научить понимать смысл художественного произведения невозможно, если применять традиционные методы обучения, заимствованные из общей дидактики. Поэтому становится единственно правильным использование принципов и методов художественной педагогики, в основе которых – творческий процесс, поиск, некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему. В этом случае главной целью становится не научение, а побуждение к действию. Особое значение при этом имеет использование методов художественной педагогики, среди которых: интонационный анализ художественных произведений, интегрированное использование различных видов искусств, переинтонирование образа на язык смежного вида искусства, метод творческих заданий, художественного тренинга.

3. Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел (самоактуализация личности через изобразительную деятельность).

Данное направление в формировании художественных способностей можно назвать собственно творческим, так как результатом, а главное показателем развития определенных качеств являются самостоятельно создаваемые учащимися оригинальные продукты – рисунок, эскиз, модель, изделие и т.д. Основной задачей этого направления является знакомство с этапами и компонентами творческого процесса, его закономерностями, а также практическое обучение умению воплощать замысел в собственной творческой работе.

Создание любой творческой тематической композиции представляет собой проблемную задачу, в которой можно выделить несколько подзадач – отбор материала (первоначальное художественное накопление), эскизное решение, поиск художественных средств и т.д. Успешное решение данных задач определяется умением ставить перед собой вопросы, формулировать цели работы на каждом этапе, знать способы их достижения. Решение данных задач осуществляется на всех этапах обучения изобразительному искусству, в разных возрастных группах.

Приведем конкретный пример. Выполнение любой тематической композиции предваряется обучением составлению плана рисунка – планирование последовательности действий, этапов выполнения рисунка. Общая схема работы над творческой композицией выглядит примерно так: РИСУНОК = ТЕМА+ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ+ДЕТАЛИ+ЦВЕТ. При этом каждый этап работы учащиеся наполняют конкретным содержанием, соответствующим теме творческой работы. Следует отметить, что в процессе создания таких схем-алгоритмов учащиеся также проявляют творчество, предлагая различные варианты построения схем, отражая в них возможные неудачи и трудности работы.

При знакомстве со структурой творческого процесса целесообразно использовать не только упражнения на составление плана собственного рисунка, но и анализировать произведения искусства с точки зрения решения художественных задач – составлять план рисунка конкретной картины. Например, задача может быть сформулирована так: Опишите процесс работы художника В.Серова над портретом актрисы Ермоловой, предложив свою схему плана рисунка.

Таким образом, проблемное обучение является одним из эффективных средств в формировании и развитии художественно-творческих способностей. Методы организации решения проблемных задач применимы и к художественной деятельности. Наиболее широко используются эвристическая беседа и исследовательский метод.

Наряду с методами, заимствованными из общей дидактики, в развитии художественно-творческих способностей используются принципы и методы художественной педагогики, которые по своей сути также относятся к проблемному обучению.

Литература:

  1. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.
  2. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. - Екатеринбург, 1992.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
  4. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.
  5. Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.

Михайлюк Елена Владимировна10.05.2013 54620 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar