РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные вопросы преподавания курса «Писатели Восточной Сибири» в школе

Актуальные вопросы преподавания курса  «Писатели Восточной Сибири» в школе

Реформа школы, как известно, предполагает внедрение новых образовательных стандартов. Главная цель педагогической деятельности: научить учащихся учиться. Основой обучения служит познавательный интерес учащихся и педагогическое мастерство учителя. Добиться поставленных целей и сделать следующие выводы позволяют методы и приемы обучения, используемые при изучении курса литературы Восточной Сибири.

Формирование целостных представлений о литературе осуществляется в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Среди обилия методов и форм в обучении главным и до сих пор нерешенным среди филологов остается вопрос – как привить учащимся интерес к чтению. Нередко учитель попадает в «ситуацию монолога» на уроке литературы.

Хрестоматия, предложенная автором курса «Писатели Восточной Сибири», не дает возможности работать учащимся на уроках и дома только с книгой. Учитель на уроке должен, в первую очередь, вызвать познавательный интерес к предмету, что представляется возможным благодаря возможности соприкоснуться с литературой и историей своего края – Сибири.

Для пятиклассников очень интересными представляются сказки разных народов, проживающих на территории Восточной Сибири (русские, буряты, эвенки). Дети с удовольствием изображают героев произведений в своих рисунках, сравнивают с известными русскими сказками, сочиняют свои, что говорит о начале проектной деятельности учащихся.

В шестом классе учащиеся сталкиваются с проблемой жанрового разнообразия произведений (эпос, летопись, воспоминания и др.). Пока мы на уроках разбираемся с рассказами В. Распутина, Д. Сергеева, наступает черед поэтов Восточной Сибири и здесь трудно обойтись только анализом стихотворения. Учащимся предлагается более серьезно, чем в пятом классе, заняться проектной деятельностью.

Целесообразно начать изучение стихов о Байкале с вводного урока, используя межпредметные связи (география, изобразительное искусство, музыка, история). Ребята предлагают вниманию одноклассников видеоряд к стихотворениям, сопровождающийся комментированным чтением или музыкальной композицией, как это происходит при работе над стихотворением Д. Давыдова «Думы беглеца на Байкале». Перед изучением этого поэтического произведения важно мотивировать детей для серьезного восприятия информации. Большинство ребят неоднократно были на Байкале, на Ангаре и, вспоминая о природе и весело проведенных днях, с первой минуты урока включаются в разговор, охотно делятся своими впечатлениями - показывают фотографии, слушают песни о Байкале, вспоминают легенду об Ангаре.

На завершающем этапе изучения поэзии можно предложить работу над защитой проектов «Поэты Восточной Сибири. Антология». Учащиеся предлагают сборники стихотворений, объединяя стихи разных поэтов общей темой – Байкал, природа, любовь, Великая Отечественная война, стихи для детей. Оформляют сборники в виде рукописных книг с аннотацией, тематическими иллюстрациями. Нередко учащиеся представляют стихи собственного сочинения на «суд критиков» - одноклассников.

Данная работа позволяет видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения, ведь основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Сюсина Татьяна Григорьевна09.06.2013 9940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar