РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитывать детей, не воспитывая взрослых людей, невозможно

Воспитывать детей, не воспитывая взрослых людей, невозможно

ЭССЕ

«Чтобы изменить человека, нужно начать с его бабушки».
Виктор Гюго


В современных учебниках педагогики отмечается противоречие в образовательной системе: мы готовим детей к жизни в обществе, о котором ничего не знаем сами. Однако становится очевидным, что будущее общество – это наши сегодняшние школьники. Значит, в процессе воспитания мы не просто воспитываем, мы это будущее общество строим.

Воспитательный процесс начинается еще раньше, чем обучение в школе, и начинается он в семье. Если воспитание в семье и в школе идет в разрез, вот тогда предугадать будет очень сложно: чья возьмет. Изначально считается, что если ребенок воспитывается в семье, то он более благополучен… Но есть и другая сторона медали. Семьи разные. Так в школе-интернате из двухсот семнадцати учащихся – 45 % детей из неблагополучных семей. С каким заложенным потенциалом уже пришли дети в первый класс?..

С другой стороны, если ребенка изолировать из семьи, т.е. лишить отца и мать родительских прав, ограничить общение с неблагополучными родственниками, то заложенное можно корректировать педагогически. По мнению некоторых педагогов, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, работать легче. В интернате воспитывается 32 ребенка, имеющих статус сирот и оставшихся без попечения родителей. Это позволяет отследить, какие дети поддаются воспитанию значительно легче, а на каких детей педагогическое воздействие не распространяется. Дети-сироты в младшем школьном возрасте легко идут на контакт с работниками школы, которые на данный период заменили им родителей, поддаются воспитанию, прислушиваются к мнению, стараются подражать воспитателям, учителям. Однако, когда ребенок-сирота начинает взрослеть, в нем «просыпается» генетическая наследственность. Он практически становится неуправляемым, и то, что в нем заложено родительскими генами, прогрессирует стремительно. В нем можно узнать того папу или ту маму, которые учились ранее в этой же школе, или тех, с которыми пришлось много работать, а позже лишать родительских прав.

Кроме того актуальной становится проблема государственной политики, направленной на приоритет школьного воспитания детей в ущерб родительским обязанностям. Такая политика порождает безответственное отношение многих взрослых к воспитанию детей, как бы отодвигая на задний план родительское влияние на формирование взрослеющего человека. Негативный результат таких нарушений семейных систем является одной из основных проблем в работе педагогов. Ведь поведение родителей (независимо от их социальной и моральной благополучности) – это самый главный образец поведения для ребенка.

Поэтому одним из наиболее приоритетных направлений деятельности школы-интерната является оказание помощи родителям наших воспитанников. Скептики скажут: взрослого человека перевоспитать невозможно, не вытащить из пропасти людей самовольно туда опустившихся. И в ряде случаев они окажутся правы. Однако, по моему мнению, даже единичный результат – достижение. Это значит, что хотя бы в этой семье у утопающего возникнет желание спастись и вместо ненадежной соломинки ему будет протянута рука помощи. А спектр педагогической помощи родителям в нашей школе достаточно широк. Это и ознакомление их с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, и работа классных руководителей и воспитателей в плане психолого-педагогического просвещения, и вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, и организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями, и, что самое важное, корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Очень важно помочь семье в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешении противоречий подросткового возраста детей, преодолении трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактике формирования вредных привычек и многих-многих других вопросах.

Особое внимание, на мой взгляд, необходимо уделять индивидуальной работе с неблагополучными семьями. И здесь в арсенал педагогов должны входить и знания современных психолого-педагогических технологий, и многолетние практические наработки, и даже собственный семейный опыт. Однако основой педагогической помощи семье, несмотря на степень и вид ее неблагополучия, должна быть вера в эту семью, в ее потенциал. Конечно, проще махнуть рукой, ссылаясь на объективные факторы: наследственную алкогольную зависимость, необратимую личностную деградацию, антисемейную политику государства и так далее. Гораздо сложнее повернуться лицом к этим людям, найти в них то хорошее, на что можно опереться в работе с ними, наметить и вместе с ними пройти Путь Преодоления.

Собственный опыт работы и анализ современной ситуации развития семей привели меня к абсолютному признанию следующей аксиомы: воспитывать детей, не воспитывая взрослых людей, невозможно. Именно поэтому на плечи педагогов ложится большая ответственность - необходимость воспитывать и их родителей.

Сычева Светлана Павловна

Сычева Светлана Павловна11.05.2013 9020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar