РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение учебного портфолио при изучении технических дисциплин в рамках ФГОС

Применение учебного портфолио при изучении технических дисциплин в рамках ФГОС

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Одним из источников возникновения технологии портфолио выступает широкое использование компьютерных технологий. Как известно, в компьютерных базах данных вся информация строго структурирована и хранится в определенных файлах и папках, каждая из которых имеет свое уникальное имя (одним из наглядных примеров является операционная система Windows). Без такой структуризации материала становится невозможным быстрый поиск и обработка необходимых сведений. Такое хранение информации удобно не только при использовании машинных технологий, но и в учебной, научной, исследовательской деятельности.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в Соединённых Штатах Америки в середине 80-х годов. После Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

Создание единых европейский образцов портфолио, например «Европейский языковой портфолио», принятый советом Европы, соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году.

С. Дж. Пейп и М. Чошанов считают технологию портфолио одной из форм контроля и оценки достижений учащихся. На их взгляд, данная технология позволяет разрешить противоречие между постоянно растущими требованиями общества к уровню подготовки учащихся к профессиональной деятельности и сокращением количества аудиторных часов на изучение дисциплин учебного плана.
Одним из требований к результатам освоения основной программы профессиональной образовательной программы ФГОС в том, что учащийся должен обладать общими компетенциями, включающие в себя принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды.

Обсуждение тематики создания и использования портфолио в среднем профессиональном образовании опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского образования, как:

  1. Разработка технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса. Поиск новых форм и методов комплексной оценки учебных и иных достижений учащихся и преподавателей в логике компетентностного подхода.
  2. Поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.
  3. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать свою деятельность.
В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (однокурсников, преподавателей), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Учебное портфолио – это коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только их учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащихся по сравнению с их предыдущими результатами.

Цель запуска портфолио:

  • создание условий для самостоятельной работы учащегося;
  • отслеживание результативности работы учащегося;
  • рефлексии собственной учебной и исследовательской работы;
Работа над портфолио носит проектный характер, многие аспекты его ведения и защиты уточняются совместно с учащимися в начале его запуска.

Ведение портфолио должно включать в себя следующие стадии:

  1. Каждый учащийся заводит папку с файлами и он начинает вести свой личный портфолио.
  2. Выделяется время для того, чтобы разложить полученный материал в соответствующие рубрики.
  3. Выделяется время для того, чтобы определить возможные дополнительные рубрики, важные лично для каждого участника.
Возможные рубрики учебного портфолио специальной дисциплины Электрооборудование АТТ:
  1. Личные данные студента;
  2. Содержание;
  3. Теория (понятийно-терминологический словарь, связи между понятиями);
  4. Задания, выполненные на занятиях (толстый и тонкий вопрос, ромашка Блума, Трансфертный лист, круговое письмо, утверждения, кластер, маркировочная таблица и др.). Они составляют отдельную рубрику портфолио;
  5. Варианты работ, выполненные обучающимися, в группах как на уроках, так и во внеурочной деятельности (применение активных методов обучения: стратегия зигзаг 1, зигзаг 2, Ботовой журнал, таблица ЗХУ и др.);
  6. Вопросы, оставшиеся без ответа;
  7. Домашние работы;
  8. Письменные работы (включающие все письменные работы, выполненные по теме);
  9. Копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимися по данной теме;
  10. Работы над ошибками, выполненные в аудитории и дома.
  11. Анализ учебных заданий (ПМИ: плюс, минус, интересно), выполненных в аудитории и вне аудитории.
  12. Заметки преподавателя:

а) описание результатов наблюдений преподавателя заданным учащимся на занятиях;

б) листы проверок преподавателя с комментариями (посещаемость, участие в работе группы, уровень и количество выполнения самостоятельных и контрольных работ);

в) лист оценок и комментариев преподавателя по работам учащихся;

г) оценка, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащихся;

Каждый элемент учебного портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного процесса. 

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента:

  1. сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания портфолио;
  2. содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
  3. самоанализ или краткий вывод.
Такой способ оформления придает учебному портфолио упорядоченность. Им удобно пользоваться другим людям − потенциальным читателям портфолио (преподавателям, одногруппникам, представителям администрации и т.д.).
Важную роль в системе оценки учебных портфолио играют критерии, которые непосредственно отражают основные цели обучения данному предмету. 

Такими критериями являются:

  1. развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
  2. сформированность умения решать задачи;
  3. сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач);
  4. развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц);
Критерии оценки портфолио

Удовлетворительно - наличие сопроводительного письма владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания портфолио.

Наличие обязательных рубрик. Содержание (оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов. Каждый элемент портфолио должен быть датирован, чтобы проследить динамику роста знаний и формирования компетенций обучающегося в учебном процессе. Акцент сделан на обязательные рубрики.

Хорошо - В дополнение ко всему перечисленному выше в портфолио включены дополнительные рубрики, но не всегда явно выражена их полезность для учащегося, недостаточно выражена оригинальность, творчество в оформлении портфолио.

Отлично - Наличие дополнительных рубрик (поисковых, ситуативных, описательных), демонстрирующих полезность портфолио для учащегося.

Портфолио создается как рубрикатор. В группе предлагается список рубрик, который обсуждается, вносятся дополнения, если это необходимо. Таким образом, портфолио позволяет оценить прирост знаний учащегося, развитие когнитивных компетентностей, сформированность умений (в том числе прикладных), развитость коммуникативных умений, сформированность умений самоконтроля и самооценки. Содержание портфолио свидетельствует об очевидном прогрессе учащихся в плане развития перечисленных выше умений и компетенций.

Портфолио – это сборник разнообразных материалов по определенной тематике, сгруппированных по выделенным рубрикам.

Список литературы:
1) Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке - Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 73с.
2) Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: Academia; АПКиПРО, 2003.
3) Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов /под ред. Н.В.Муха/ – Томск: ОГУ РЦРО, 2005.
4) Самоукмна Н. Карьера без стресса – СПб.: Питер, 2003.
5) Соломенчук В.Г. Интернет: поиск работы, учёбы, гранты – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

Кувырков Роман Александрович15.05.2013 15340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar