РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обучение школьников навыкам публичного выступления

Обучение школьников навыкам публичного выступления

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 

А.И. Козицына
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района


В условиях всё более усиливающегося процесса глобализации в мире и постоянного расширения межнациональных контактов подготовка учащихся к межкультурному общению становится всё более актуальной, приобретает особое значение. Учитывая значительные социальные, политические, экономические и культурные преобразования, происходящие в мире, меняются требования международных стандартов к современному уровню владения иностранными языками. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» основным показателем языковой подготовки является использование иностранного языка как средства общения.

В настоящее время существует система дифференцированного и инновационного обучения учащихся при изучении английского языка, направленная на развитие их способности использовать английский язык как средство образования и самообразования в области культуроведения и лингвокультуроведения [2.C.3]. Неотъемлемой частью этой системы являются организация самостоятельной поисковой деятельности, руководство научно-исследовательской работой учащихся. В ходе совместной работы учителя и ученика решаются многие общеобразовательные и воспитательные задачи, формируются такие ключевые компетенции, как учебно-познавательная, информационная и коммуникативная. При этом важно не только умение работать с информацией, но и овладение реестром коммуникативных намерений (информирование, пояснение, уточнение, аргументирование, инструктирование и др.), выражаемых на иностранном языке.

Известно, что умение публично представить результаты своих научных исследований, донести их главную идею, - не менее важно, чем результаты самих исследований. Умение проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на английском языке выдвигаются в качестве первостепенных задач. Настоящее время как раз и отличается тем, что навыки научного общения на иностранном языке становятся все более востребованными: они необходимы для того, чтобы докладчик (будущий ученый) был способен самостоятельно, без переводчика, поделиться своим опытом [1.C.175]. Нелегкой задачей учителя, следовательно, является развитие навыков, лежащих в основе вышеперечисленных умений. Уровень языковой подготовки выступающего должен быть достаточно высоким, что в условиях общеобразовательной школы является проблематичным. 

Проведенные исследования, наблюдения, письменные опросы подтвердили, что при подготовке к публичному выступлению по защите своих проектов большинство учащихся сталкиваются с рядом проблем. В результате их систематизации можно отметить, что учащиеся

  1. Не знакомы с композиционным построением англоязычного устного выступления
  2. Не владеют соответствующей терминологией
  3. Не владеют коммуникативной манерой поведения
  4. Не всегда успешно применяют технические средства, наглядность
  5. Испытывают затруднения при взаимодействии с аудиторией, отвечая на вопросы
  6. Испытывают стресс, неуверенность в себе.
Учителю совместно с учащимися необходимо продумать и реализовать план по преодолению этих трудностей, конечным результатом которого должно стать формирование уверенной манеры поведения во время презентации самостоятельной деятельности (исследовательской, проектной, творческой). Необходимо детальное ознакомление обучаемых с такими качествами речи (характерными для публичных выступлений в плане содержания, композиции и языковых особенностей), как информативность, аргументированность, логичность, последовательность, соответствие нормам литературного языка и др.

Важным компонентом является использование целенаправленно отобранных и организованных учебных материалов. Исходным материалом является аутентичный текстовый материал – научные статьи. Текст, как основная коммуникативная единица речи, может рассматриваться как эффективное средство формирования умений и навыков публичного выступления. Типология упражнений чаще всего сводится к двум категориям: подготовительным (тренировочным) и коммуникативным (речевым) упражнениям [4.C102]. 

Подготовительные упражнения включают в себя тренировочные упражнения на автоматизацию языкового материала вне речевой деятельности. Это могут быть упражнения на имитацию, видоизменение предложений (подстановки, расширение, сокращение), синонимические и антонимические замены, комбинирование, группировка, конструирование и др. Полезны для заучивания такие языковые средства, как речевые клише, типичные обороты, необходимые для применения на каждом этапе научной презентации. 

Они призваны обеспечить логические связи и переходы внутри текста доклада, а также помогут выступающему управлять вниманием аудитории. Коммуникативные упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Эффективными способами развития подготовленной речи являются различные формы пересказа, составление плана, тезисов, подбор заголовка и т.п. В случае неподготовленного высказывания учащийся демонстрирует умение участвовать в дискуссиях, диспутах, обосновывает собственное суждение без затрат времени на подготовку.

В процессе планирования презентации определяются цели, изучается аудитория, формируется структура и логика подачи материала, обсуждается необходимость использования наглядности и раздаточного материала. При этом не будет лишним дать учащимся ряд советов:

  1. Большой объем информации будет лучше восприниматься, если ее проиллюстрировать слайдами или другими наглядными средствами.
  2. Слайды не должны дублировать информацию.
  3. Таблицы в презентации лучше заменить на схемы.
  4. Если в выступлении содержатся схемы, графики, диаграммы, их нужно комментировать.
  5. Каждый этап выступления должен быть сбалансирован и иметь четкую логическую последовательность.
  6. Необходимо избегать длинных предложений, формальной лексики, аббревиатур и пассивных конструкций.
  7. Необходимо использовать выразительные средства языка (полезны цитаты, крылатые выражения, пословицы), устанавливать контакт с аудиторией.
  8. Следует обращать внимание на темп речи и избегать монотонности. Не рекомендуется читать.
  9. Следует соблюдать регламент.
  10. Приветствуются позитивный настрой, естественные манеры. Жесты и мимика должны соответствовать словам.
  11. Рекомендуется тщательно подготовить и отрепетировать свое выступление, проверить используемые технические средства. [3.C101]
В заключение необходимо отметить:
  1. Ценность умения публично выступать сложно переоценить.
  2. Формирование умений публичного выступления – это целенаправленный длительный поэтапный процесс.
  3. Навык подготовки и проведения научной презентации – это сложный и комплексный навык.
  4. Реализация его на практике вызывает много вопросов, но его необходимость не вызывает сомнения.

Литература
1. Кузьменкова Ю.Б. Структурирование англо - язычной презентации//Вестник МГУ. Сер.19.2007.- №3 – С.175-183.
2. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программа элективного курса American Cultural Studies. 10-11кл.- М.: Издательство НИЦ Еврошкола, 2004.-90с.
3. Занина Е.Л. Особенности научной презентации.// Key skills and knowledge students need to participate successfully in the 21st century society.- М.,2009.- С.101, 114.
4. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – Сambridge University Press. 2001.- С.120.

Козицына Анна Ивановна17.05.2013 26810 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar