РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщение опыта работы по теме "Формирование культурно - эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование культурно - эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельности"
Обобщенный педагогический опыт по теме: 
«Формирование культурно - эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельности» 

Выполнила: 
Степаненко Елена Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
и черчения высшей категории

Магнитогорск
2011


«Образование – это индустрия, направленная в будущее»
С.П.Капица 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Искусству принадлежит своё, ничем не заменимое место в общей системе социальных средств формирования культурно-эстетического сознания школьников. 

За последние годы значительно возрос интерес отечественных исследователей к проблеме формирования культурно-эстетического сознания школьников. Различные аспекты проблемы получили освещение в работах Ю.А.Алиева, Б.Н.Неменского, А.А.Мелик-Пашаева, Н.О.Лосского, Б.Г.Ананьева и других. 

Анализ литературы по указанной проблеме свидетельствует о том, что ученые довольно успешно рассматривают ряд теоретических и методических аспектов формирования культурно-эстетического сознания школьников, формы его проявления и факторы, детерминирующие его развитие. 

Согласно современным дидактическим концепциям, процесс обучения базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающей функциях. Каждый из школьных учебных предметов несет знания о мире, обогащает опытом способов деятельности, опытом творчества, опытом эмоционально-ценностного отношения. 

Культурно-эстетическое образование, в частности, художественное, целиком вписывается в дидактическую концептуальную схему, вооружая и облагораживая учащихся разнообразным социально ценным художественным опытом. 

Вместе с тем, для обучения искусству наиболее присуще обогащение школьников практикой формирования эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру. Несмотря на очевидную важность художественно-эстетического образования для школьников, в своей массе школа ещё не стала центром формирования культурно-эстетического сознания, творческого саморазвития и самовоспитания. По утверждению Ю.Б.Алиева одна из основных причин этого заключается в определенной отстраненности предметов художественно-эстетического цикла, внеклассной работы от всего школьного учебно-воспитательного процесса. Стремясь утвердиться в качестве особого цикла, учителя-художники, желая того или нет, чаще всего замыкаются в своей художественной сфере, мало связывают собственную деятельность с деятельностью других педагогов школы. 

При переходе от технократизации к гуманитаризации базового образования школьников искусству принадлежит одно из ведущих мест в развитии культурно-эстетического сознания – важнейшего «инструмента» становления гармонично развитой личности. Оно представляет духовную способность давать предметам и явлениям эстетическую оценку, судить о художественных достоинствах предметов искусства, явлениях окружающего мира. 

Происходящие демократичекие преобразования в системе образования, возрастающая гуманистическая педагогика поставили учащихся в центр образовательного процесса, то есть образование сегодня является процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, и направлено на развитие индивида, его таланта. Поэтому каждый учитель должен опираться на идею личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении. Личностная направленность образования связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования самостоятельности личности, как учителя, так и ученика. Для этого необходимо развивать мыслительную деятельность и познавательный интерес учащихся, повышать мотивацию и умело стимулировать труд каждого школьника в изобразительной деятельности с первого по одиннадцатый классы. 

Естественно, что в работе с учащимися разного возраста знания о закономерностях психофизической деятельности и теории управления учебным процессом. Поэтому требуется систематически повышать уровень своей профессиональной компетентности: в области внедрения новых технологий обучения; в выборе современных методов, приёмов и форм обучения; использовать в работе знания возрастной психологии, широко использовать информационно-коммуникативные технологии. 

Наблюдения показывают, что формирование умений в области художественного образования и самообразования на этапе подросткового возраста становится эффективным, если направляется на осознание учащимися культурных ценностей страны, города и всего мира. 

Исходя из вышеизложенного, было выявлено противоречие:
Между требованием общества к наличию высокого уровня культурно-эстетического сознания школьников и отсутствием у большинства из них знаний, умений и навыков по развитию собственных художественно-эстетических ценностей.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена с одной стороны необходимостью формирования культурно-эстетического сознания школьников на занятиях изобразительной деятельностью, а, с другой стороны, низкого познавательного интереса учащихся к художественно-эстетической деятельности. 

Данная проблема явилась основанием для определения темы исследования «Формирование культурно-эстетического сознания учащихся в изобразительной деятельности». 

Новизна педагогической деятельности для меня, как начинающего в свое время учителя, заключалась во всём: в выборе технологий, в использовании методов, приёмов и форм работы с учащимися, в знаниях возрастной психологии. Путь становления учителем проходил сложно и неоднозначно, но работая над собой (учеба в вузе, активная работа на педагогических советах в школе, семинарах и научно-практических конференциях разного уровня), а также теоретическим и эмпирическим путём пришла к осознанию того, что высокая компетентность в профессиональной деятельности даёт право называться Учителем. Считаю, что достигла определённых результатов в своей деятельности, поэтому представляю обобщенный опыт работы. 

Цель данного опыта заключается в теоретическом обосновании проблемы, в разработке и апробации методики обучения по формированию культурно-эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельности. 

Исследование показывает, чтобы в процессе обучения художественно развивать учащихся, необходимо решить совокупность взаимосвязанных задач:
  1. Изучить состояние проблемы в научно-педагогической литературе; 
  2. Разработать и апробировать двухчасовую программу по изобразительному искусству и элективным курсам; 
  3. Создать условия для творческой деятельности учителя и ученика (УМК, ЦОРы, ИКТ, пройти курсы повышения квалификации); 
  4. Дать ясные представления о взаимосвязи искусства с жизнью человека и общества, всеми доступными средствами формировать культурно-эстетическое сознание школьников. 
Объект исследования – процесс формирования культурно-эстетического сознания личности школьника в процессе изобразительной деятельности.
Предмет исследования – система общедидактических и частных методов, позволяющих формировать культурно- эстетическое сознание личности школьника.

ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 

1.1. Из названия проблемы исследования следует, что в первую очередь необходимо дать определения понятиям: «культура», «эстетика», «сознание», «личность», «деятельность». 

«Культура» – в переводе с латинского «cultura» означало «возделывание, обрабатывание» и связывалось с земледелием. Потом этот термин был перенесён римлянами на человека: стал обозначать образование и воспитание души. У французских просветителей XVIII века – «разумность» в устройстве общественных порядков, измерялась достижениями в области науки и искусства. В словаре В. И. Даля понятие обрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание» и «образование умственное и нравственное». Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толкований. Например, уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности – просвещения, образования, начитанности. 

«Эстетика» - область философских, общетеоретических знаний обо всём, что связано с искусством, его возникновением, развитием, сущностью и функциями. Термин «эстетика» ввёл в научное обращение немецкий философ А.Э.Баумгартен в своём трактате «Aecthetika» в 1758 году. Он использовал термин для обозначения способности человека к познавательной активности, руководствующейся в первую очередь чувством прекрасного. В данное время существовали оппозиционные критерии эстетики: прекрасное - безобразное; возвышенное - низменное; трагическое – комическое. В конце XIX- начале XX века в эстетическом сознании художников, писателей, поэтов, композиторов появились новые стереотипы художественного творчества и эстетического восприятия – эстетическая мысль этого периода получила название «модерна». В середине XX века идёт направленная духовная работа, в ходе которой творческое сознание постепенно освобождается от модернистических стереотипов и ищет художественно- эстетические формы аутентичные духу и времени и его запросам и нуждам. 

«Сознание» - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. 

«Личность» — общежитейский и научный термин, обозначающий:
  1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 
  2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. 

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
  • содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью; 
  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества; 
  • степенью осознанности человеком своего места в обществе; 
  • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью; 
  • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. 
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. 

«Деятельность», по определению Л.С. Выготского, - явление, принадлежащее к высшей психической функции человека, носит социальный характер. Высшая психическая функция в развитии индивида появляется на «сцене дважды»: как деятельность коллективная «социальная», то есть как интерпсихическая функция. Во второй раз - как деятельность индивидуальная, то есть как функция интрапсихическая. 

В настоящее время существуют две теории формирования умений и навыков мыслительной деятельности индивида:
  • ассоциативно – рефлекторная (И.П. Павлов, И.М. Сеченов); 
  • поэтапного формирования действий (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев). 
Основными идеями ассоциативно - рефлекторной теории является идея ассоциаций (связей) и идея отражения этих ассоциаций. При этом, в сознании человека объективно отражаются существующие связи между имеющимися и новыми знаниями. Таким образом, старые знания позволяют углублять процесс познания. 

Л.С.Выготский указывал, что существуют два уровня (зоны) развития личности:
  1. актуального развития – тот, что формируется на данный момент; 
  2. ближайшего развития – тот, что будет или должен быть сформирован в ближайшее время. 
Авторы теории поэтапного формирования мыслительных действий исходят из того, что знание о предметах, объектах внешнего мира не может сразу принадлежать человеку, то есть человек подходит к знаниям через систему действий, в результате которых происходит переход от внешнего действия к внутреннему.

Действия делятся на:
  1. Материальные (действия с реальными предметами); 
  2. Внешне – речевые (действия сопровождаются речью); 
  3. Умственные (мысленное выполнение действий с образами на уровне понятий). 
Каждому возрастному периоду в развитии учащегося, по мнению современных психологов, соответствуют такие виды мышления: практически – действенное (до 3-х лет), наглядно – образное (4 – 7 лет), словесно – логическое (школьники). 

В результате чего, в работе с учениками учитель использует следующие три метода:
  • Наглядно – действенный; 
  • Наглядно - образный; 
  • Теоретико - отвлеченный 
Ученику, для формирования культурно – эстетического сознания необходимо выполнять несколько приёмов мыслительной деятельности, которые предложены Л.М.Фридманом: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. 

Школа №54 является школой с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла, в концепции которой заложены следующие направления:
  • Гуманно – личностный подход; 
  • Педагогика сотрудничества; 
  • Демократизация процесса обучения. 
В связи с этим учителям ИЗО пришлось работать над проблемой «Какими средствами развивать культурно-эстетическое сознания личности школьников». 

Работа в проблемно-творческой группе «Гармония», образованный учителями предметов эстетического цикла, мы пришли к выводу, что – эмоциональная произвольность, способность к самовыражению, развитию восприимчивости, воображения у школьников – это и есть основа культурно-эстетического сознания личности. 

Культурно-эстетическое сознание личности (по словарю «Эстетика») определяется тем что человек должен овладеть сложившейся для него системой эстетических отношений и ценностей. Эта задача решается через эстетическую деятельность, в нашем случае через уроки изобразительного искусства. 

Формируя эстетически ценностное сознание человека, искусство учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Окружающий мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении и становится художественным творением. 

На занятиях изобразительным искусством очень важно развивать способность к восприимчивости, фантазии и воображению, так как известно, что на творчество влияет та часть мировоззрения, которая сознательно или стихийно реализуется в образах.
Необходимо учитывать возрастную психологию и неравномерную силу дарования детей. 

В начальной школе важно развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события окружающей действительности. Работа педагога в области изобразительного искусства с детьми этой возрастной группы, органически взаимосвязана с другими видами художественного воспитания, должна быть подкреплена руководством практической деятельности, драматургическим решением урока, привлечением литературных и музыкальных произведений, взаимосвязью восприятия и созидания. 

Чтобы способность к самовыражению смогла найти выход в практической работе, надо эмоционально зарядить ребенка, дать толчок к всплеску фантазии и воображения. Этот толчок дает краеведческий принцип обучения, так как краеведческий материал доступен и является хорошим дополнением программы Б.М. Неменского. 

На уроках достигается с помощью демонстрации зрительного ряда, наблюдением за живой природой, за окружающим миром, интересной и проникновенной беседой с учениками, прослушиванием музыкальных, литературных произведений, внедрением нетрадиционных типов уроков:
  • интегрированный урок; 
  • урок-спектакль, урок-игра; 
  • урок-экскурсия. 
В результате у ребенка вырабатывается эстетическая оценка происходящего вокруг, что ведет к формированию культурно-эстетического формирования личности. 

Для следующей возрастной группы (среднее звено) характерно критическое отношение к результатам своей практической деятельности, вследствие неумения изобразить реально «как в жизни». Кроме перечисленных выше методов воздействие на эмоциональную восприимчивость ребенка следует больше внимания уделять профессиональным навыкам в практической работе. Богатство и гибкость направлений, методов и стилей в изобразительном искусстве дает возможность каждому проявить себя по мере своего таланта. Для детей с развитым художественным воображением и природной одаренностью созданы условия для развития таланта, индивидуального обучения и дальнейшего профессионального роста. Эти функции выполняют изостудия и ДХШ. Интерес и желание творить вызывают выставки, проводимые в детской школьной картинной галереи, где выставляются не только работы учеников по заданной теме и персоналии одаренных школьников, но и работы преподавателей. 

У старших детей в формировании эстетического сознания большую роль играет определенность общественной позиции юного художника, выражение авторского отношения к изображаемому, личная оценка, художественный вкус, нормы, мода, общая эстетическая ориентация. 

Функции искусства – пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты; единственный стимул – развитое творческое начало. 

Проблема формирования культурно – эстетического сознания учащегося одна из актуальных в современной школьной практике. Наблюдения, произведённые за пятьюдесятью учениками в течение трёх лет, показали, что 43% из них усваивают навыки и умения анализа действий, способствующих формированию культурно – эстетического сознания. Часть школьников игнорируют аналитические, оценочные действия по отношению к культурным событиям, и как следствие, наблюдается слабая активность учащихся при анализе культурных событий в городе или стране. На начальной стадии исследования лишь 20% учащихся 5 класса могли работать креативно, в репродуктивном режиме работали 43% учеников, остальные выполняли работы с небольшими изменениями, включая собственное воображение. Изменения, которые наблюдались в конце эксперимента, отражены во второй главе. 

Активность учащихся в формировании культурно – эстетического сознания может быть реализована в процессе развития познавательного интереса.
 
В своей педагогической деятельности учителя часто сталкиваются с задачей стимулирования определенного и устойчивого познавательного интереса учащихся к своему предмету. Некоторые учителя считают, что детьми на уроках ИЗО руководит иной интерес, чем на уроках, например, математики или литературы, истории или географии. Вероятно это так, потому, что существует разница между предметами. 

Так, если на уроках ИЗО развитие ребенка идет по линии эстетического воспитания, то другие учебные предметы основной акцент ставят на образовательные задачи. Все педагоги – исследователи считают, что организация и управление учебно-познавательной деятельностью школьников не может быть успешной, если не сформирован познавательный интерес учащихся.

При этом выделяют три возможные ступени развития познавательного интереса: 
  1. ступень- интерес, основанный на внешней привлекательности чего- либо ( деятельности, предмета, явления ); 
  2. ступень - интерес, как внутренняя установка ученика; 
  3. ступень - интерес, как качество личности школьника. 
Понятно, что интерес необходимо формировать через деятельность, так как он продукт деятельности. Таким образом, нам , педагогам, следует строить урок путем организации этой деятельности на высоком уровне. 

Приемы формирования познавательного интереса школьников:
  • актуальность и новизна содержания ; 
  • раскрытие значимости знаний ; 
  • наглядность; 
  • занимательность; 
  • эмоциональность; 
  • сравнение и аналогии; 
  • эффект парадоксальности; 
  • разнообразие форм и методов обучения. 
Развитие познавательного интереса учащихся достигается путем использования разнообразных методов, приемов, форм проведения учебного занятия. В условиях организации урока необходима определенная активизация познавательной деятельности как самого учителя, так и учащихся, поскольку от их сотрудничества и взаимодействия зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса, который определяется степенью усвоения проходимого материала. При определении эффективности методики урока и средств обучения учителю необходимо помнить основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. 

Большой эффект в стимулировании и развитии познавательного интереса дают коллективные формы работы, предусмотренные программой под редакцией Б. М. Неменского, которую использую в собственной деятельности. 

Принцип коллективного творчества выражается в том, что ученики совместно решают разнообразные учебные задачи, объединяясь в пары, тройки, группы. При этом важную роль играют различия в уровне информированности по тому или иному вопросу, различия во взглядах и вкусах. Именно эти различия создают мотивацию общения и делают его личностно- значимыми. 

Десятилетняя практика обучения детей , особенно по программе Б. М. Неменского убедительно показывает, что укрепление и развитие познавательного интереса способствует яркому проявлению и осознанию учащимися своих внутренних сил и создает благоприятные условия для верной методической направленности урока, когда учитель не только не подавляет инициативу и самостоятельность учащихся, но и сам создает условия проявления активности учащихся. Можно считать, что на основе чувственного восприятия красоты и значимости изображаемого предмета или события возникает познавательный интерес эстетического характера.
Познавательный интерес в учебном процессе является как бы преддверием к усвоению новых знаний, умений и навыков. 

Отсюда следует, что формирование познавательного интереса является одним из важнейших факторов развивающего обучения. При отсутствии познавательного интереса не может быть и речи о сосредоточении внимания, полноценного восприятия, мобилизации своих способностей и возможностей каждым учеником. 

Перед учителем изобразительного искусства стоит ответственная задача: увлечь детей, сформировать и развить у них устойчивый эстетический интерес, с тем, чтобы он стал для них источником постоянного саморазвития-- познания. Учебный процесс создает для этого бесчисленное множество благоприятных ситуаций. Связаны они с содержанием учебного предмета « Изобразительное искусство» , с организацией урока , со сферой взаимоотношений учителя с учениками. 

Эстетическое отношение школьника к окружающему миру - это его собственное, личностное отношение, потому, что его индивидуальное понимание жизни, мир его суждений и оценок всегда придают своеобразие конечному результату его изобразительной деятельности – рисунку. Таким образом, педагог должен так организовать преподнесение изучаемой темы,чтобы она стала для учащегося личностно значимой. А личностно значимой тема может быть только тогда, когда ученику близок материал, преподносимый на уроке. 

В программе под редакцией Б.М. Неменского имеет место блок уроков, который рассчитан на использование местного материала. Анализ возможностей города Магнитогорска убеждает нас в том, что уроки изобразительного искусства можно проводить, включая краеведческий принцип обучения. 

А.Ф. Лосев писал: « … чем больше люди в прошлом не признавали Родины, тем больше это говорило об их собственном разложении…». Каждый человек рано или поздно приходит к осознанию себя частью некой целостности, не только социальной, но и, целостностигеографической: семьи, класса, дома, улицы, города, страны. Это чувствопомогает не только адаптироваться к окружающему миру, но определить себя в пространстве, позволить себе самоназвание, то есть стать, к примеру, москвичом или магнитогорцем, словно за этим стоит не только география местности, но и особая « тайна», особый стиль жизни, особые традиции в быту и на работе. Иными словами, сущность краеведения в педагогике – социальная, культурная и этно - экологическая самоиндефикация. 

В программе под редакцией Б. М. Неменского есть блоки уроков на основе возможностей региона. Магнитогорск, несмотря на сравнительно молодой возраст, имеет обширный исторический материал и культурный опыт. Анализ возможностей города показал, что в Магнитогорске достаточно объектов для проведения уроков с использованием краеведческого материала, например, в следующих блоках уроков: «Искусство на улицах твоего города» в 3-ем классе и « Ценности повседневной жизни» в 6-ом классе. В блок « 

Искусство на улицах твоего города» входят темы:
  • «Наследие предков – памятники архитектуры» ; 
  • «Парки, скверы, бульвары» ; 
  • «Витрины на улицах» , 
  • «Ажурные ограды»; 
  • «Фонари на улицах и в парках». 
В блок « Ценности повседневной жизни» входят темы:
  • «Мой дом - моя семья» , 
  • «Жизнь людей моей улицы, моего города», 
  • «Жизнь в моем городе 70 лет назад»; 
В программе встречаются еще несколько тем, в которых можно использовать краеведческий материал именно по городу Магнитогорску,не забывая, однако, о ценностях Мировой Художественной культуры. Имеются в виду темы, где идет знакомство с понятиями: скульптура, архитектура, живопись, графика, портрет, композиция на историческую тему, городской пейзаж и другие.
Наш город имеет обширный исторический материал. В городе имеются реконструированные постройки времен существования станицы Магнитной, дома первых лет существования города, здания, имеющие художественную ценность за счет архитектуры или декора, монументальная скульптура 60- 80-х годов. Улицы, проспекты, площади озеленены, в городе много парков и скверов, в том числе и уникальных, много решеток и оград, выполненных в технике художественного литья или ковки, много необычной формы фонарей.
Собранный мною зрительный ряд включает в себя фотографии с видами города, дидактические карточки с разработкой композиции, а так же авторский видеофильм: «Обзорная экскурсия по городу Магнитогорску». 

Зрительный ряд практически полностью состоит из демонстрации архитектурных объектов, отдельных декоративных элементов или целых архитектурных ансамблей. В чем же состоит приоритет архитектуры в подаче краеведческого материала перед другими видами искусства? История зодчества неотделима от истории материальной среды жизни людей, поэтому ее необходимо рассматривать как социальное явление в единстве функциональных и эстетических сторон. 

Русский писатель Н.В. Гоголь произнес крылатые слова: «Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о существовавшем народе». Создавая краеведческий искусствоведческий материал «Магнитогорск - памятник архитектуры советского периода 30-х—50-х годов» я опиралась на историю развития городского строительства в других городах: Москве, Ленинграде, Киеве; чтобы ученики на сравнении могли по достоинству оценить великолепие архитектуры, например, « советского неоклассицизма» не только в столице, но и в родном Магнитогорске. 

Формируя культурно – эстетическое сознание школьников необходимо развивать ценностное отношение к окружающей действительности, тем более, что «Ценность – это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей» как отмечал русский философ И.Т.Фролов. Б.Г.Ананьев утверждал, что «поэтому она представляет важность и интерес изучать «аксеологию» - науку о ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и её ценностные ориентиры». Как компонент культуры ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Рассматривая культуру через призму ценностных отношений, В.П.Большаков даёт следующее определение культуры: «Культура, на мой взгляд, - это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных отношений, своей деятельности: её процессов, целей, способов, результатов. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что у учителя изобразительного искусства важная миссия – научить учеников облагораживать окружающую среду (дом, класс, школу, город) и себя («в человеке все должно быть прекрасно…..». Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности используются активные методы обучения: метод проектов, проблемный метод, деловая игра, исследовательский. Используются такие приемы, как наблюдение, анализ, синтез, обобщение. 

Одним из любимых типов урока у учащихся является урок – экскурсия. При возможности проводим очную экскурсию (по городу, в музеи, цирк, театр), привлекая при этом классных руководителей, но чаще всего проводится заочная экскурсия.
Разрабатывая уроки региональной направленности, многие учителя обращаются к материалам истории нашего города - истории легендарной Магнитки. Рассказывая детям легенды о горе Атач, о героизме первых строителей Магнитки учителя воспитывают интерес к краеведению и гордость за своих земляков. Но есть потребность в воспитании чувства любви и гордости к родному городу. Немногие школьники знают, что наш город является уникальным памятником советского градостроения. Планы его строительства, проекты архитектурных ансамблей изучают в архитектурных институтах на занятии по истории советской архитектуры. Именно эти факты могут пробудить чувства гордости учащихся подростковых классов за родной город. Развить это чувство, подтвердив эти факты, учителю поможет урок-экскурсия. Экскурсию можно провести в 7-ом классе, не выходя из класса, используя фотографии, слайды или видеофильм. Удивительно, что мастерски выполненные фотографии могут произвести гораздо большее впечатление на детей, чем прогулка по городу. К тому же фотографии и слайды как статичное изображение позволяют руководить вниманием детей. 

В ходе беседы можно сравнить образы городских архитектурных ансамблей с "классическими прототипами” (образцами русского классицизма), что позволит учителю раскрыть понятие стиля и эклектики в архитектуре, которая была свойственна послевоенному строительству городов для советского народа-победителя. 

Основные архитектурные ансамбли города, о которых следует упомянуть в беседе-экскурсии: площадь Победы (левобережный район) со старым зданием драматического театра; площадь Металлургов (1953-1955 гг., арх. Е. Левинсон); проспект Металлургов с площадью им. Ленина (1952-1956 гг., по проекту ленинградских архитекторов Л.Бумажного, Б.Бурдина, А.Ершова, О.Окунева, Л.Баталова и др.); проспект Ленина от улицы Первомайской до улицы Комсомольской (1947-50 гг., арх. И.Метта) и далее до улицы Ленинградской (1951-1955, арх. В.Кашев, инж. Р.Мкртумян). 

В ходе анализа архитектурных ансамблей 60-80 годов, когда развито было типовое строительство, необходимо отметить усилие магнитогорских архитекторов (И.Рожковой, В.Богуна, В.Волобуева) и художников-монументалистов (Е.Троицкого, А.Аверин, Ю.Лиходедова, Ю.Шумова, Р.Сафиуллина, И.Сороки, Р.Шарафутдинова и др.) сохранить индивидуальный облик города, придать типовым зданиям художественно-эстетическую привлекательность. 

Большую роль в эстетическом оформлении городской среды играют скверы и парки, памятники и декоративно-монументальные скульптуры. Особое место среди них занимает монумент "Тыл – фронту”, посвященный трудовым и боевым подвигам магнитогорцев в годы Великий Отечественной войны (скульптор Л.Головницкий, архитекторы Я.Белопольский, Р.Кананин, Р.Ханин). 

Такой урок-экскурсия по нашему городу не оставит детей равнодушными, воспитает в них чувство гордости за его историю и красоту, чувство уважения к труду архитекторов, строителей и художников и желание сохранить и преумножить красоту родного города.
После экскурсии, в беседе ученики, понимая и осознавая увиденное, делают вывод о том, что без прошлого нет будущего, а жизнь народа это эстафета, отраженная в том, что люди своим творчеством, своим трудом оставили настоящему и будущему поколению. Поэтому необходимо ценить все, что нас окружает, и – это значит не только восторгаться, восхищаться, но прежде всего: беречь, охранять от разрушения, равнодушия и варварства. 

В целях формирования культурно – эстетического сознания школьников необходимо создавать определенные условия, которыми выступают во – первых, выполнение закона «об образовании», во – вторых, создание полного учебно – методического комплекса, в – третьих, знание дидактики и психологии школьников, в –четвертых, использование школьного компанента. 

Изменения образовательной парадигмы и перехода к новым образовательным технологиям потребовало коренного изменения в подходах, принципах, методах обучения и, в частности, при использовании ТСО. Уже недостаточно использования фотографий, слайдов, иллюстраций, даже видео продукций. На смену пришел компьютер, а вместе с ним появился новый тип урока – мультимедийная презентация. Использование ЦОР позволяет решить многие проблемы в обучении учащихся при условии, если сам учитель хорошо владеет современной техникой и её возможностями. В данном случае уместно высказывание Алексия Красносельского: «Рисование настоящего художника кистью превосходнее рисования даже самым хорошим карандашом……Сколь же приятственней и возвышенней рисование мышиным хвостиком в экране компьютера, ежели в хвостике этом всё совершенство мира сосредоточено». 

В практической деятельности широко использую возможности компьютера, работая: в презентационном файле, мультимедийном ролике, на интернетовском сайте. Используется современная техника, которая имеется в кабинете ИЗО и черчения не только учителем, но, самое главное – учениками: часто печатаются рисунки на принтере, создаются брошюры и буклеты, дети создают свои шедевры, используя графический редактор. 

На основании научной литературы, можно сделать вывод, что критериями эффективности работы учителя выступают: единство целей и задач, форм, средств и методов обучения; удовлетворенность результатами обучения, рационализм; высокий уровень образованности (осведомленность, сознательность, действенность, умелость) учителя и ученика; новое мышление, профессиональная компетентность, креативность. Т.Г.Браже утверждает, что «интегративным показателем эффективности выступает прфессиональная компетентность», которая проявляется через функции. К ним относятся: целеполагающая, коммуникативная, познавательная, творческая, контролирующая. Только в процессе реализации данных компетентностей учитель добивается формирования культурного сознания у школьников. Профессиональный рост учителя проявляется в реализации им таких функций, так педагогический самоанализ, планирование, организация деятельности, самоконтроль, самокоррекция, саморегулирование. 

Наш опыт перехода от традиционной общеобразовательной школы к школе с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла обьективно потребовал смены образовательно парадигмы. Её ориентации на формирование духовно богатой, творчески активной, самостоятельной и социально адаптивной личности школьника. Поэтому весь педагогический коллектив в той или иной мере принимает участие в формировании культурно – эстетического сознания учеников. Широко обсуждается данная тема на педагогических советах, семинарах, научно – практических конференциях, проводимых в школе, а также в работе проблемно – творческой группы учителей. 

В результате анализа психолого – педагогической литературы и вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
1. Формирование культурно – эстетического сознания учащихся – это явление высшей психической функции человека, проявляемой через процесс обучения и развития личности;
2. Уровень развития и сформированности культурно – эстетического сознания учащихся зависит от уровня мастерства учителя.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Приведенное в первой главе теоретическое обоснование формирования культурно – эстетического сознания школьников на занятиях изобразительной деятельности не является достаточным основанием для использования полученных теоретических выводов в обучении учеников. Обязательным требованием проверки верности теоретических положений является их апробация. 

Целью работы ставила: обоснование проблемы, разработка и апробация методики обучения по формированию культурно – эстетического сознания школьников на занятиях изобразительной деятельности. 

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
  1. Разработать и апробировать двухчасовую программу по ИЗО, черчению и элективным курсам.; пройти курсы повышения; 
  2. Разработать и апробировать систему уроков с использованием краеведческого материала; 
  3. Определить уровень сформированности культурно – эстетического сознания учащихся 5 -7 классов. 
Для решения поставленных задач были использованы методы:
  • Педагогическое наблюдение; 
  • Собеседование; 
  • Анкетирование. 
Можно сказать, что первая задача решена, так как: во-первых, за время работы в школе №54 прошла курсы повышения квалификации по разным вопросам, закончила вуз, получила второе высшее образование, активно принимала и принимаю участие во всех школьных педагогических советах, семинарах и конференциях, а также в городских и региональных конкурсах и конференциях. Во – вторых, считаю, что данный опыт помогает мне в повышении собственного мастерства и профессионализма. Тема, выбранная мной для обобщения созвучна с темой школы: «Мастерство, профессионализм учителя как фактор развития мыслительной деятельности учащихся». В- третьих, идея или тема опыта стала не только моей, появились единомышленники –это учителя литературы, МХК, музыки, краеведения, обществознания. 

Ещё в самом начале педагогического пути была разработана и успешно используется уже много лет двухчасовая программа и тематическое планирование по ИЗО. Приложение№1 

Разработана схема формирования культурно-эстетического сознания. 

Диагностика и анализ 

Кроме того, за время работы в школе, опубликовала несколько статей на основе анализа деятельности по разным вопросам, но в основном по теме, над которой работаю несколько лет. 

Основные публикации:
  1. Материалы городской научно-практической конференции 2001 года «Совершенствование системы художественно-графического образования на основе интеграции». Тема: «Формирование культурно-эстетического сознания личности на занятиях изобразительной деятельностью»; 
  2. Учебное пособие Колякиной В.И. «Методика организации уроков коллективного творчества». Публикация сценариев блока уроков по теме «Искусство на улицах города», 2004 год; 
  3. Публикация в сборнике научных трудов «Наука – ВУЗ-школа». Тема: «Особенности развития познавательного интереса школьников на уроках ИЗО средствами краеведческого материала», 2006г. 
  4. Публикация методической разработки «Использование демонстративных 3D построений моделей тел вращения на уроках о формообразовании предметов» на сайте http://www.uchportal.ru/load/149-1-0-10225, 2010 г. 
  5. Публикация материалов творческой группы учителей черчения «Разработка методических рекомендаций по использованию автоматизированных систем проектирования на уроках черчения». Тема публикации: «Использование демонстративных 3D построений моделей тел вращения на уроках о формообразовании предметов», 2010г. 
Систематически делилась опытом работы с другими учителями, участвуя в педагогических конференциях и семинарах разного уровня:
  • выступление на Областной научно-практической конференции «Освоение культурно-творческой позиции как части общего образования» 27-28 апреля 2006 года по теме: «Особенности развития познавательного интереса школьников на уроках ИЗО средствами краеведческого материала». 
  • выступление на Городском семинаре учителей ИЗО, МХК, дизайна и черчения «Основные направления реализации художественного образования в рамках национального проекта» по теме «Дизайн как элемент открытого художественно- образовательного пространства школы» 25.08.2006 года. 
  • выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное художественное образование: содержание, проблемы, перспективы» по теме «Изучение регионального компонента на уроках ИЗО с использованием ЦОР» 01-02 ноября 2006г. 
  • выступление на Городском семинаре учителей ИЗО, МХК, дизайна и черчения по теме «Проектная деятельность на уроках черчения и компьютерной графики» 25.08.2008 года. 
Вторая задача также выполнена. Развивая познавательный интерес учащихся на уроках изобразительного искусства, разработала и апробировала методические разработки с использованием искусствоведческого материала «Застывшая музыка истории» (с внедрением регионального компонента «Послевоенное зодчество Магнитогорска»), сняла видеофильм «Экскурсия по городу Магнитогорску», провела серию уроков «Искусство на улицах города» и « Мой город 70 лет назад». По черчению разработана серия обобщающих уроков на основе авторской мультимедийной презентации «Черчение. Обобщающие уроки», которые отражены в приложении №2. Сегодня запущен собственный сайт. Ежегодно учащиеся Елены Юрьевны принимают участие в городской архитектурной олимпиаде по изобразительному искусству и черчению, а так же в конкурсе по изобразительному искусству «Ступени творчества», имея высокий рейтинг. Являются призёрами региональных, всероссийских и международных предметных конкурсов, результаты которых можно посмотреть в приложении №3. 

При выполнении третьей задачи использовала анкетные данные, наблюдения за работой учащихся и сравнивала аналитические умения экспериментального и контрольного классов в течение трех лет, начиная с 5 класса

Из приведенных в таблице и графику данных видно, что уровень аналитических умений выше в экспериментальном классе по сравнению с контрольным классом, так как в экспериментальном классе использовалась методика, активизирующая и формирующая культурное сознание учеников. 

Результаты наблюдений за деятельностью 50 учеников показали, что они с каждым годом более осознанно выполняют работы, умеют объяснить то, что изображают и почему. 

Выводы по работе.
В результате работы по теме «Формирование культурно – эстетического сознания школьников в изобразительной деятельности» повысилась качественная успеваемость по предмету, особенно в экспериментальных классах. Разработана и действует двухчасовая программа по ИЗО (2-8 классы), разработана система уроков с использованием краеведческого материала, усиливающая формирование культурно – эстетическое сознание личности. Кроме того, создан личный сайт учителя, в котором отражается вся деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алиев Ю.Б. Роль и место самообразования в художественном образовании школьников –подростков (статья), сборник АПН ,-Новые исследования в педагогической науке,-М:1991г.
2.Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь.- СПб.: Изд.-во Михайлова В.А., 2005г.
3.Беликов В.А. Личностная ориентация учебно – познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел»,1999г.
4. Выготский Л.С.Педагогическая психология.-М.,1991г.
5. Г.Е. Гуров, А.С. Питерских Методическое пособие « Дизайн и архитектура в жизни человека» - М : Просвещение, 2009г.
6. Леонтьев А.Н. Философская энциклопедия. – 1964г.
7. Неменский Б.М. Методические рекомендации к программе для общеобразовательных учреждений «Искусство и художественный труд».
- М: Просвещение, 2005-2009г.
8. Педагогический словарь: В 2-х т.-М:АПН,1960г.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование,1998г.
10. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. – М: Просвещение, 2001 г.
11.Степакова В.В. Черчение с элементами компьютерной графики (на базе системы автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT) – М: Просвещение, 2005 г.
12 . Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях – Волгоград: Учитель, 2007г.
Степаненко Елена Юрьевна14.06.2013 30910 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar