РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе "Педагогическая формула счастья"

Эссе "Педагогическая формула счастья"
Эссе «Педагогическая формула счастья» 

Адамбаева Людмила Анатольевна
учитель начальных классов
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 5» г. Ирбит



Г. Крупинин
Кода сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется наша трудная дорога
Как говорят, с нетронутой доски.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!


Размышляя о своей роли в педагогической профессии, я часто задумываюсь о существовании педагогической формулы счастья. Из чего складывается эта формула? Я решила найти ответ на этот вопрос и поработала над понятиями. 

Формула – краткое, точное словесное выражение, определение. Символическая запись. 

Счастье – высшая степень удовлетворенности от чего-либо. 

Педагогическое - соответствующее требованием педагогики. 

Педагогика – наука о воспитании и обучении. 

Таким образом, чтобы получить ответ на это вопрос, мне необходимо выразить степень удовлетворенности от педагогической деятельности и определить составляющие. 

Педагогическая формула счастья… А существует ли она? Наверное, ни одно поколение педагогов пыталось её вывести, но в учебниках по педагогике она не прописана. Да и стоит ли искать её в источниках? У каждого педагога своя формула счастья.
Мне в жизни повезло. Я училась у счастливого педагога, который любил своих учеников и воспринимал общение с нами как награду. И от этого общение было радостным и продуктивным. Её глаза всегда излучали свет, взгляд – добро. Внешне красивая, энергичная, всегда настроенная на успех – она производила впечатление удачливого и счастливого человека не только в жизни, но и в профессии. Её позитивное мироощущение передалось и нам – её ученикам. Мы, дети, интуитивно понимали: чтобы быть счастливыми – нужно быть успешными, чтобы быть успешными – нужно верить в успех. Позитивное мироощущение моей первой учительницы Долгих Любови Васильевны стало принципом моей жизни. Поэтому в основу моей формулы учительского счастья я ставлю педагогический оптимизм. 

Педагогический оптимизм включает в себя много понятий. Но на первое место я бы поставила любовь к детям. Я всегда с волнением открываю дверь класса, встречаюсь со своими учениками, всматриваюсь в их лица. Я несу им свою любовь. А они, примут ли они её сегодня? Впустят ли в свой мир? Ведь ни для кого не секрет, что наши дети особенные. Но я знаю, что им как никому нужна любовь: любовь взрослого, любовь Учителя, любовь, которая многим моим ученикам заменяет любовь родительскую. И я стараюсь сделать все, чтобы мой воспитанник открыл свое маленькое сердце для большой любви Учителя. Любовь Учителя бескорыстна, потому что он видит в своем ученике человека, который требует помощи, чтобы твердо встать на ноги. Любовь Учителя – это готовность принять ученика, открыть ему свои объятия такому, какой он есть: правому или виноватому. И ребенок чувствуя любовь Учителя, бросится в эти объятия с надеждой на помощь и понимание. Это ли не учительское счастье?! 

Вторым слагаемым педагогического оптимизма для меня является вера в ребенка. Главное для Учителя – завоевать доверие ребенка, дать ему веры в свои силы, своей учительской верой в ней, в его способности, в его возможности. Пусть ученик не успешен в учебе, но у него доброе сердце. Я стараюсь всегда найти "изюминку” в ученике, которая его украсит, которая поведет его по дороге успешности. А видеть успех своего ученика – это ли не счастье для учителя?! 

Общение - это третья составляющая моего учительского счастья. Мое общение с учениками предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностные контакты: совместная деятельность, чувства, обмен мыслями. И обязательно позитивными!!! А ещё общение должно быть искренним. Ведь только искренность в отношениях помогает Учителю проложить тропинку к душе ребенка. И вызывает в ребенке ответные чувства: доверие, любовь, уважение, желание видеть в Учителе Друга, который всегда готов выслушать, понять, принять и дать мудрый искренний совет. Общение с учеником, которое дается Учителю как дар Божий, как награда – это счастье!!! 

Трудна учительская судьба. Педагог всегда работает на самом высоком накале напряжения. Учитель не знает слова "Не могу”. Он – оптимист, он всегда все может. Но это не самопожертвование, не самоотречение. Учитель должен быть личностью интересной для своих учеников. Он черпает энергию из других источников. И главной живительной силой для неё является любовь к профессии.
Деятельность учителя – это творчество. Школа – это театр, в котором учитель играет много ролей: он сценарист и режиссер, декоратор, технический редактор, он же и актер. А его уроки – это спектакли. И насколько они должны быть искусно поставлены, чтобы во время этих спектаклей у зрителей рождались чувства удивления, радости, и чтобы каждый из этих уроков-спектаклей вел детей не только по дороге открытий, но и давал им определенный заряд энергии, воспитывал душу, зарождал в них чувства доброты, красоты и справедливости. И если спектакль сыгран на "бис” – это успех!!! Это – признание!!! 

И ещё одно ощущение делает меня счастливой в профессии. Это сопричастность к его Величеству Народу. Я – учитель. В моих руках будущее. Будущее России, будущее продолжения меня, моей мудрости, моих знаний, моей доброты и моей любви. 

Терниста дорога учителя! Много на ней препятствий, которые приходится преодолевать! Были они и у меня, особенно в начале пути. И тут не обошлось без оптимизма, который вернул меня снова в профессию! Ведь от того, как педагог научится преодолевать трудности, сложится его учительская дорога. Пойдет ли она вверх, или не достигнув вершины, он останется вечным подмастерьем, а когда совсем устанет, как спасительный парус выбросит заявление об уходе, так и не поняв, в чем же оно, учительское счастье? 

В конце своих высказываний, размышлений попытаюсь вывести свою педагогическую формулу счастья, в основу которой я ставлю педагогический оптимизм. Её составляющими являются: Любовь к детям, Вера в успех ребенка, Общение как награда и Творчество педагога. Все это помноженное на Великий труд Учителя. А.С. Макаренко в свое время писал: «Будьте счастливы – только счастливый человек может сформировать счастливую личность».
Адамбаева Людмила Анатольевна22.05.2013 32982 Из опыта работы
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Тронуло - ведь это действительно так!
avatar
0
2

Благодарю Вас за отзыв!
avatar