РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование наглядности как средство повышения мотивации учащихся при освоении учебного материала по курсу "Основы православной культуры"

Использование наглядности как средство повышения мотивации учащихся при освоении учебного материала по курсу "Основы православной культуры"

Использование наглядности как средство повышения мотивации учащихся при освоении учебного материала по курсу «Основы православной культуры»

Чтобы раскрыть тему данной работы, я бы хотела начать с определения учебной деятельности по Д.Б. Эльконину. Итак, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, которая побуждается адекватными мотивами [1; с. 85]. А «мотив», обязательный компонент структуры учебной деятельности, понимается как источник активности, побуждения поведения и деятельности [9; 10; 11].

В 4 четверти 2010 года передо мной встал вопрос: «Какие методы и средства учебной деятельности помогут мне активизировать, сформировать интерес учащихся при освоении курса «Основы православной культуры». В зависимости от специфики построения учебного материала по данному курсу, в своей работе я применяла бинарные методы обучения, а именно, наглядный, который имеет подтипы: наглядно-информационный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический и наглядно- исследовательский.

Таким образом, используя наглядность, а именно, мультимедийные презентации на уроках «Основы православной культуры» я стремилась повысить положительное отношение к учению, как значимой детерминанты.

Деятельность учащихся на данных уроках является полимотивированной [1; с. 110] и имеет три вида источников: внутренние (познавательные и социальные потребности), внешние (условия жизнедеятельности обучаемого) и личные (интересы, потребности, установки и эталоны).

На основе вышеперечисленных источников активной деятельности учащихся на уроках «Основы православной культуры», свои мультимедийные презентации я создавала согласно классификации следующих групп мотивов:

  • социальные (осознание социальной значимости учения христиан);
  • познавательные (интерес к получению знаний, любознательность);
  • личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников) [1; с.112].
Так, например, презентация по теме «Культура и религия» помогла мне активизировать учащихся на содержание учебного процесса с преобладающей направленностью на другого человека, что говорит о наличии социальных мотивов [3; с.40]. Так, в ходе урока при использовании наглядности, учащимся необходимо было не только раскрыть понятие слова «культура», но и вспомнить культурные памятники нашего города и тех людей, которые неразрывно связаны с ними. Мы выяснили с детьми, что культура передается
через опыт одних людей другим. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах. Слайды в данной презентации способствовали тому, чтобы дети самостоятельно определили различия культур разных народов и подумали над тем, принимать или не принимать интересы других людей. Свой ответ надо было обосновать. В этой ситуации работал мотив, связанный с тем, что лежит уже вне самой учебной деятельности [1; 111]. Домашнее задание предполагало направленность на узколичные мотивы (заслужить одобрение не только учителя, но и занять достойное место среди ответов своих товарищей), а именно, необходимо было с родителями обсудить, какие культурные ценности или традиции есть в их семье. В приложении к презентации этого урока, учащимся было предложено просмотреть фильм «Интервью с Богом». Вполне возможно, что не все, а может быть и все, не поняли смысла этого видеоролика. Но сам факт того, что дети просили неоднократного просмотра, переносили этот фильм на электронные носители, говорит о том, что начали проявляться познавательные и социальные мотивы (обращения к учителю за дополнительными сведениями; вопросы, задаваемые учителю по поводу разных способов работы).

Подробнее остановиться на социальных мотивах мне помогла презентация по теме «Человек и Бог в православии». На третьем слайде презентации, после повторения пройденного материала, мною была выставлена фотография Вани [5] и несколько реплик из статьи учебника. Конечно, сначала у детей вызвал недоумение этот слайд, так как был непонятен. Необходимо было прочитать статью из учебника, что дети и сделали. Когда мы вновь вернулись к этому слайду, то детей уже интересовал не сам факт наличия фотографии ребенка с животным, а ответственность мальчика и его умение взаимодействовать с окружающим миром. Мы с детьми рассматривали поступок Вани с точки зрения понимания учениками своего долга и ответственности, в стремлении оказания помощи любому живому существу. Оказалось, что небольшая фотография со значимыми репликами, всколыхнула память детей. Учащиеся наперебой рассказывали о подобных случаях в своей жизни. Использование презентации на этом уроке выявило у учащихся осознанные социальные мотивы, которые выразились в умении детей рассказать, что побудило их совершить такой поступок, то есть обусловило активность учащихся, их поведение и деятельность. Такие фрагменты урока позволяют формировать устойчивую мотивацию к освоению учебного материала.

Устойчивая мотивация [6; 1; с.108] – одна из главных динамических характеристик мотивов. Мотивационная устойчивость оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося, по сохранению его влияния на поведение в иных условиях, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений учащихся. 

Одним из компонентов устойчивой мотивационной сферы является интерес учащихся к предмету «Основы православной культуры».
Необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – это использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, то есть возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность

Изучая тему «Библия и Евангелие», составленная мною презентация дала возможность моим ученикам проявить свою самостоятельность и инициативность. Так, при знакомстве с Ветхим Заветом (книги ожидания Христа, были написаны пророками – людьми, которые умели слышать, что говорит Бог), учащимся было предложено восстановить сюжет книги по иллюстрациям. Для многих детей это задание оказалось творческим: они фантазировали, предполагая сюжет. Другие же учащиеся, наоборот, подтверждали иллюстрацию пересказом уже знакомой Детской Библии. Использованные мультимедийные слайды способствовали повышению узколичной мотивационной сферы каждого ученика.

Большую роль в формировании интереса, то есть повышении мотивации к урокам «Основы православной культуры» играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний и убеждаются в необходимости их получения. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения, но посильна и преодолима. С такой проблемной ситуацией мои ученики столкнулись, изучая тему «Православное учение». В презентации к этому уроку, в самой первой рубрике «Давайте порассуждаем…», я постаралась задать философские вопросы, на которые не может быть однозначного ответа. Учащиеся столкнулись с проблемой объяснения понятия «человеческая душа». Для этого необходимо было получить новые знания или правильно применить старые. Чтобы дать возможность детям преодолеть эту трудность, я использовала выборочное чтение на слайдах, так как статьи учебника достаточно сложны для полного восприятия учащимися. Прочитав отрывки, учащиеся уже попытались объяснить значение понятия «душа».

Мультимедийные презентации и приемы работы, применяемые мною на уроках «Основы православной культуры», были достаточно разнообразны. Разнообразие обеспечивалось не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте мы открывали новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном.

Такой прием возбуждения познавательного интереса я использовала при подготовке презентации по теме «Золотое правило этики». На одном из слайдов была поставлена проблемная ситуация: определить, куда идет глубокой ночью человек. Версий было много. Для учащихся новизна заключалась в том, что было столько мнений, сколько людей. Несколько предположений оказались одинаковыми. В обыденной ситуации важность заключалась в том, что каждый увидел в прохожем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

С этими же проблемами и страхами мы столкнулись, рассматривая картину В. Поленова «Христос и женщина». Учащиеся рассматривали картину, а я рассказывала о том, что к Христу привели женщину, которую необходимо было казнить. Перед детьми встал вопрос: «Как вы думаете, какие слова сказал Христос, при этом, не нарушив закона того времени?» Учащиеся высказывали различные гуманистические предположения, но правильного ответа не было. Каково же было мое удивление, когда на слайде появилась вторая часть текста. Дети замолчали, прочитав её. Наверное, стали осмысливать, а может быть, применять к себе эту ситуацию. Освоив курс «Основы православной культуры» за 4 класс, я часто стала слышать от детей слова последнего слайда презентации по теме «Золотое правило этики» - «Не судите, да не судимы будете». (Мультфильм о толерантности).

Мультимедийные презентации по курсу «Основы православной культуры», разработанные мною, стали средством для активной деятельности учащихся на уроках, побуждали их к осознанию своих потребностей, формировали устойчивые свойства личности: долг, ответственность, любознательность и самоуважение.

Источники:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – 315 с. http://www.psy-files.ru/2007/11/11/analiz-knigi.-v.nadezhdina.-10-shagov-k.html
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html
3. Волков Б.С. Психология младшего школьника: практикум /Б.С. Волков. -2010.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: 1991. 600 с.
5. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
7.Хрестоматия по психологии. 5.2; 5.3 http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html
8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
9. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
10. http://psychol.ras.ru/; см. сайт Института психологии РАН
11. http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО
12. http://www.psy.msu.ru/; см. сайт факультета психологии МГУ

Адамбаева Людмила Анатольевна14.06.2013 19390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar