РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении

Использование информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении

Информационная технология – это совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта технология. 

Современные информационные технологии базируются на компьютерах, основные возможности которых, обеспечивающие им широкое применение в самых различных областях деятельности человека, сводятся к следующим:

  • Трансдьюсерные – способность к приему и выдаче информации в различных формах;
  • Комбинаторные - возможность запоминать, сохранять и структурировать большие объемы информации;
  • Вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации;
  • Графические – представление результатов работы в четкой форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков);
  • Моделирующие – построение моделей (в том числе динамических) реальных объектов и явлений.
Наличие перечисленных возможностей компьютера вовсе не гарантирует их правильное и эффективное применение в школьной практике. Компьютер всего лишь прибор, который в силу технологического устройства может выполнять определенные действия быстрее и лучше человека. Поэтому с самого начала процесса использования компьютеров в обучении и до сегодняшнего дня остается задача методически правильного использовать возможности компьютера.

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Эффективность любого вида обучения зависит от ряда составляющих:
технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения. Обучение географии в нашем общеобразовательном лицее, который имеет социально-экономический профиль, с увеличением часов по курсу экономической и социальной географии в 10 классе вызывает ряд трудностей, которые приходится преодолевать в результате поисков эффективных и продуктивных методов обучения. Ведь важной задачей уроков географии является формирование широкого аспекта знаний географической картины мира, экономической культуры учащихся, понимание необходимости своего участия в решении экологических и других проблем.

Учитывая загруженность учащихся профильными предметами, ставится цель максимально научить учащихся на уроке. Для этого используются различные формы проведения занятий, на которых применяются разнообразные способы передачи знаний, нестандартные методы воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. В соответствии с требованиями стандарта перед экономической и социальной географией как учебным курсом встают новые проблемы. В стране произошло и происходит множество изменений – порвались старые и создаются новые экономические связи. Отрасли производственные объединения, занимавшие доминирующее положение, сейчас зачастую превращаются в аутсайдеров. Гигантские монополии государственного значения при приватизации теряют свое влияние. На первый план в стране выходит банковская система. Поэтому возникает вопрос, как знакомить школьников с новыми экономическими процессами и явлениями, знаниями и умениями, добиваясь выполнения требований вышеназванного стандарта.

Одной из задач современной профильной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения информационно-коммуникационных технологий в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что ИКТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационно-коммуникационных технологий» приобрел новое значение, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.

Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. В качестве интеграционного явления выступает компьютеризация учебного процесса естественного цикла. В организационную структуру естественного образования прочно вошло компьютерное тестирование.

Соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • Компьютеризация географического образования предоставляет интенсификацию всего учебного процесса. Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы.
  • Компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Использование компьютера способствует превращению полученной суммы знаний и самостоятельной работы.
  • Компьютерная экспансия в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки «учитель – ученик», тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающихся, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний.
  • Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.
  • Внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных про-грамм значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса. Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания, к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний. В настоящее время существует два направления компьютеризации обучения.
Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Пи этом сами компьютеру и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ.

  1. Учебные (наставнические) программы – ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.
  2. Программы-тренажеры – предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих про-грамм предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
  3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.
  5. Имитационные и моделирующие программы – предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа и носит абстрактный характер.
  6. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
  7. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. 

Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Литература
1. География в школе. Профильное обучение в географии. Октябрь/2001, №6
2. Кузнецов А.А. Профильное обучение: цели, формы. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 2005 – 107 с.
3. Медиаобразование //Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 555 с.
4. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 с.
5. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1998. – 50-51 с.

Кургузов Виталий Александрович22.05.2013 11170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar