РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по английскому языку

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по английскому языку Афанасьева О.С. 
учитель английского языка 
МБОУ СОШ №28 г. Северодвинск 

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по английскому языку.

Успешное обучение английскому языку немыслимо без интенсивной работы самостоятельной работы учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились»[1c.5]. В связи с этим хочется отметить, что самостоятельная работа учащихся, включается в один из основных элементов учебно-исследовательской деятельности. Она является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемых без непосредственной деятельности учителя и под его руководством. Поэтому рациональная организация и успешное руководство учебно-исследовательской деятельностью обучаемых оказываются непременным условием высокой результативности процесса обучения [2c.31].

Познавательная деятельность учеников в процессе выполнения учебно-исследовательской работы характеризуется высоким уровнем активности и самостоятельности и является одной из форм приобщения субъекта к творческой деятельности. Педагог А.С. Лында писал: «Важно прививать умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентируясь в стремительном потоке различной информации » [1 c.5]

Мой опыт занятий с учащимися позволяет выделить следующие задачи учебно-исследовательской работы:

  1. повысить сознательность и прочность усвоения знаний;
  2. развивать у учащихся их познавательные способности (наблюдательность, логическое мышление, творческая активность, добывание и применение знаний);
  3. привить учащимся культуру умственного и физического труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели;
  4. готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься учебно-исследовательской работой в дальнейшем;
  5. развивать умение сотрудничества;
  6. приобретать умение работать со справочной литературой;
  7. стимулировать развитие индивидуальных талантов.

Примерный план выполнения учебно-исследовательской работы:

  1. выбор темы, обсуждение;
  2. постановка познавательной или практической задачи, цели, вопроса, проблемной ситуации, поиск её формулировки с различных точек зрения;
  3. подбор литературы, сбор информации;
  4. изучение теоретической части вопроса;
  5. составление плана работы;
  6. выполнение практической части, поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу;
  7. составление выводов по работе;
  8. защита исследования на конференции.
Учебно-исследовательская работа, как любая деятельность, складывается из отдельных элементов. Элементы эти взаимосвязаны, что необходимо учитывать в организации работы.

Внешние признаки:

а) задание;

б) источники знаний;

в) приемы учебной работы;

г) написанная работа.

Внутренние признаки:

а) прошлые знания, опыт;

б) мотивы деятельности;

с) мыслительная деятельность;

г) написанная работа.

При выполнении учащимися различных видов заданий отдельные звенья будут конкретизироваться и уточняться. Но все они реализуются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии. Каждое из звеньев решает как специфические задачи учебно-исследовательской деятельности, так и общие задачи обучения и развития учащихся.

Задачи учителя:

  1. оказать помощь в отборе материала для содержания работы;
  2. обеспечить разноплановую организацию самообучения учащихся;
  3. сформировать умения учащихся самостоятельно добывать знания, т.е. осознанное владение приёмами учебного труда.
Ученику необходимо:
  1. иметь чёткие представления о целях работы;
  2. быть ориентированными на решение задач, поставленных в работе;
  3. осознавать мотивы;
  4. планировать учебную деятельность;
  5. уметь самостоятельно оценивать свою деятельность;
  6. при возникновении трудностей уметь концентрировать психические и физические силы на достижение поставленной цели;
  7. уметь нести ответственность за правильность своего выбора уровня исследования.
Рекомендации для выполнения работы:
  1. тема работы должна соответствовать потребностям и интересам учащихся, т.е. должна быть актуальной;
  2. ученик должен самостоятельно принимать участие в отборе темы;
  3. выбранная тема должна быть достаточно серьёзной;
  4. тема должна отвечать возрастным особенностям детей;
  5. при выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и
  6. предшествующий опыт работы учащихся.
Хочется закончить статью высказыванием педагога М.Е. Брейгиной : «Ученик способный к исследовательской деятельности, взрослее в своём общественном сознании и способен занять определённую позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации » [1c.69].

Литература:
1) Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.- СПб.:КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005.-208с.
2)Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.
Афанасьева Ольга Сергеевна01.06.2013 23540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar