РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сеть Интернет как средство мотивации языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Сеть Интернет как средство мотивации языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Сеть Интернет как средство мотивации языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. 
Прокопенко Г.Ф.
МБОУ СОШ № 7
г. Ставрополя
Учитель английского языка

Приобщение молодых людей к мировой культуре, прежде всего, означает знание иностранных языков, что значительно расширяет возможности современного человека. В сложившихся условиях многие учителя занимаются поиском новых приемов обучения иностранным языкам и всячески стараются мотивировать учащихся к более глубокому изучению этого учебного предмета.

Но, безусловно, существует ряд объективных причин, из-за которых обучение не всегда проходит эффективно. Прежде всего – это отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях и учебные речевые ситуации создаются преподавателем. Из-за сложности предмета уже на третьем, четвертом годах обучения у большинства учащихся пропадает интерес к изучению иностранного языка. И лишь отдельные учащиеся, как правило, сильные по знаниям, занимаются изучением иностранных языков с повышенным интересом, понимая его значимость. Свою дальнейшую учебу они связывают с ВУЗом, рассчитывая по его окончании найти престижную работу, где потребуются знания иностранного языка.

Нужно отметить также и ограниченное количество часов и отсутствие качественных, аутентичных учебников и ИКТ, что особенно отрицательно сказывается в новых условиях обучения, когда все большее место в обучении завоевывает компьютер. Современные дети привыкли получать большую часть информации в электронном виде и трудно привлечь их внимание без использования ИКТ. Сейчас одним из важнейших вопросов обучения иностранному языку является вопрос мотивации, т. е. положительного отношения школьников к этому учебному предмету. Мы знаем, что это отношение складывается из двух компонентов: интереса к учебному предмету и осознания его значимости.

Проанализировав свою практическую работу и изучив работы психологов и педагогов, я стараюсь постоянно повышать интерес детей к английскому языку. Привлечь внимание учащихся мне помогает Интернет. В нашей школе и ранее проводились предметные уроки с использованием технологий мультимедиа: интегрированные уроки географии, истории, биологии и английского языка на основе информационных ресурсов глобальной компьютерной сети. Однако только с подключением к сети Интернет у учащихся школы появилась возможность установления контактов со сверстниками в англоязычных странах. Это позволяет почувствовать важность изучения английского языка, дает возможность проверить свои языковые умения, повышает интерес к изучению иностранных языков. Компьютер является прекрасным средством интерактивного общения через Интернет между различными языковыми группами. В наши дни ребенок может иметь друзей по компьютерной переписке и устному общению во всех частях света.

Мы организовали с ребятами кружок «Всемирная паутина», где учащиеся и даже некоторые учителя переписываются и общаются с учителями и учениками из разных англо-говорящих стран. Теперь, когда переписка (и в последние годы живое общение через Skype) длиться уже несколько лет, можно с уверенностью сказать, что это очень эффективное средство для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Делать задание "Напиши письмо воображаемому иностранному другу” детям было просто скучно, а ведь такое задание встречается в учебниках разных классов т.к. готовит учащихся к написанию части С1 ЕГЭ. Поэтому в нашей школе и начали переписку по-настоящему. Мы получаем электронные и обычные письма, посылки и подарки из Великобритании, США, Канады и даже из Австралии и Новой Зеландии. То, что дети могут напрямую узнать о жизни своих сверстников за рубежом, посмотреть сайты их школы, пообщаться в режиме on-line, безусловно, значительно повышает интерес к иностранному языку. Такое общение помогает в изучении культуры и быта народов различных стран, способствует сближению и взаимопониманию. Очень большой интерес вызывают совместные Интернет проекты. В США такой вид творческой работы применяется очень широко, и мы неоднократно принимали участие в проектах посвящённых нашей стране, образованию в наших странах и досугу школьников. Например, на сайте http://www.epals.com/ где ребятам было очень интересно поработать с учащимися из штата Огайо по теме «Праздники». У города Ставрополя есть город-побратим в США – Демойн ( штат Айова). В этом городе у нашей школы есть школа-побратим Hubbell Elementary School. Наши младшие школьники переписываются с ребятами из этой школы, иногда мы проводим Интернет-мосты. Последний мост был посвящён вопросам охраны окружающей среды. Учащиеся обеих стран подготовили свои рисунки , творческие работы, посвящённые этой теме и рассказали друг другу о том, как они помогают охранять природу. Такие проекты помогают школьникам научиться рассказывать о России и о своём родном городе.

Очень важно осознавать что, всё, что происходит в нашей стране, волнует и зарубежных друзей. Например, было очень трогательно получить отклики друзей по переписке на страшную трагедию в Беслане. Слова были такими добрыми и проникновенными, что ребята сделали специальный стенд для того чтобы остальные учащиеся могли прочитать эти письма. Переводили их все вместе и с большим интересом. Прошло уже много лет, а мы до сих пор читаем эти письма для новых учеников, когда проводим митинг 3 сентября каждого года. 

Вот только некоторые отрывки из этих писем:

Australia, Perth
It was horrifying to hear of the attacks in Russia, how the children can go back to school, very scary. There is too much war these days. Lives changed forever, so sad that people hurt others.
Jen

USA, Oregon
I have been following the terrible news about your hostage crisis in Beslan. We have seen things on the television and the sites have been horrific. My heart cries for the parents. I have been thinking about them and the families that they have left behind. Now, I have to ask you. Is your school safe? I hope you don't have these problems in Stavropol. Is it very far from Stavropol where you live? In any case, I will pray for you and for the people in Beslan.
My thoughts are with you right now, 
John

Подобная реакция была на лесные пожары, прокатившиеся по России, на наводнение в Крымске и, конечно, на падение метеорита в Челябинске. Оказалось, что в разных странах очень интересуются и политической обстановкой в нашей стране. Ребят из США поразило и глубоко тронуло то, как празднуется День Победы в России. А ведь они даже толком не знают, на чьей стороне воевал СССР во время второй мировой войны, тем более не осведомлены о тех жертвах, которые понёс наш народ во имя Победы.

Мы обсуждали и другие важные события, включая даже выборы президента России. В нашей школе был избирательный участок, и мы посылали зарубежным друзьям снимки, сделанные через Интернет во время выборов. Они были очень удивлены, что мы могли наблюдать выборы в режиме on-line. Во многих странах этот факт упоминался в СМИ лишь вскользь или попросту не упоминался.
Я уже не говорю о том, что многие отрывки из электронных писем можно напрямую использовать при изучении различных тем: образование, праздники, питание, социальное обеспечение и т.д. 

Вот, например, один мальчик из США описывает дом престарелых, где живёт его прабабушка:

She lives in a "protected home" with six other ladies. They each have their own room which part sitting room and part bedroom. Granny also has a small bathroom. The home once was a big private house but has now been divided off into seven smaller apartments. There are also two further sitting rooms, one large with windows overlooking the gardens, which the residence share together and another which is reserved for residents to take their guests should they wish. There is also a very pleasant dining room which resembles a very expensive restaurant, having a chandelier and several large mirrors. My parents are always joking with Granny that we will book ourselves in one day. There is always three or four staff on duty so all her needs are met.

Изучая тему «Нью-Йорк», мы можем при помощи веб-камер Интернета посмотреть в режиме on-line, что происходит в этом городе. Детям это особенно интересно.

Зачастую обсуждение полученных писем выливается в интересную и важную, с воспитательной точки зрения, дискуссию. Вот, например, студентка из Лондона, которая занимается английским языком с детьми наших богатых соотечественников, с возмущением описывала их нравы. When you are young you want to believe that films are true and that in life the bad people who only care about money will be caught and locked away. As you grow up you realize that few people are genuinely well intentioned and that money speaks very loudly. I must admit that I feel it is unfair that the people I tutor for are very rich post Communist Russian families and they have so much money it's crazy....honest! They shop in Harrods all the time, they go on holidays to Venice or Madrid for the weekend just because they are bored. They take their 4yr old daughter to Disney land for a treat just because they have a free weekend. The houses they live in are amazing. I have seen this type of house in pictures but now I have visited them and I feel this is weird. I promise if I had so much money I would do something good and not just buy huge houses!!!
Then when I hear what life is like in Russia I feel this is unfair and I do not want to associate with all these rich people any more.


Трудно переоценить воспитательное значение беседы, которую мы провели по этому письму.

Иногда ребята консультируются у своих друзей по переписке, как правильно использовать те или иные английские слова, или какой вспомогательный глагол правильно употребить в предложении. Например, они спрашивали у англичан об употреблении глаголов shell и will. Был получен ответ: Nobody says "I shall" any more although it is still correct and many foreign students learn this. Everybody says "I will" because it is easier so you can choose which you prefer. Both are ok.

Большинству учащихся ещё трудно разговаривать с иностранцами, но постепенно мы учимся преодолевать страх сделать ошибку. Всё чаще ребята общаются с носителями языка через Интернет. Для того чтобы учащиеся лучше понимали английское произношение, мы просим американцев, изучающих русский язык (таких мало, но мы нашли двоих), произносить фразы по-русски. Это помогает уловить «мелодию» иностранного языка.

Основываясь на всем вышесказанном, можно с твердостью сказать, что современное обучение иностранному языку практически невозможно без использования Интернет-технологий. Необходимо создавать языковую среду при помощи сети Интернет и различных программ типа Skype, Google Talk и др., где можно пообщаться в режиме on-line. Для того, чтобы уроки были интереснее, нужно использовать безграничные возможности Интернета, где можно найти и on-line тесты и презентации по различным темам и множество видео и аудио материалов.

Список использованных ресурсов и литературы:
1. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку. Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2,3 2001 г. Полат Е.С.
2. Сотрудничество на уроке иностранного языка, Мильруд Р.П. ИЯШ.-1991. -№6.
3. Информационные технологии в обучении английскому языку. Нестерова Н.В.. Иностранные языки в школе. – 2005. – Вып. 8 – с. 102–103.
4. www.epals.com

Прокопенко Галина Фёдоровна31.05.2013 9520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar