РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание комфортной образовательной среды для развития одаренных детей в рамках изучения английского языка

Создание комфортной образовательной среды для развития одаренных детей в рамках изучения английского языка
Создание комфортной образовательной среды для развития одаренных детей в рамках изучения английского языка

Панова А.К., 
учитель английского языка 
ГБОУ СОШ №525 

 «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника» (В.А. Сухомлинский)

Сегодня школа стоит перед проблемой перехода на новый образовательный стандарт второго поколения, пересмотра традиционной системы образования, разработки новых педагогических подходов и технологий. Это диктует поиск новых форм и содержания, но неизменным остается цель – разностороннее, гармоничное развитие личности учащихся. 

Современное общество нуждается в людях творческих, активных, способных нестандартно мыслить и находить новые способы решения социальных задач. В связи с этим на образовательные учреждения ложится ответственность не только дать учащимся определенный объем знаний, но и сформировать личность, способную самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой сфере деятельности, способную и желающую проявить себя. 

Таким образом, одним из направлений системы образования сегодня является система поддержки одаренных детей. Работа с одаренными детьми с одной стороны – одно из приоритетных направлений в деятельности любого учителя, но с другой стороны – очень сложная и ответственная система работы учителя над собой, над материалом, с детьми. Для решения данной проблемы необходим комплексный подход. Для начала хотелось бы остановиться на понятии «одаренности». 

В современной психологии существует определение одаренности как системного, развивающегося в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, а «одаренный ребенок» рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поэтому основной задачей современного образования нам видится распознание «внутренних предпосылок» учащихся и создание комфортной образовательной среды для их развития.

Понятие «комфортной образовательной среды» обозначается специалистами как совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса, для формирования творческого обучения и преподавания. В толковом словаре Ожегова С.И. «комфортность» определяется как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. В современной психологии выделяют три составляющих данного понятия: психологическая, интеллектуальная и физическая. 

Под психологической комфортностью понимают состояние учащегося, при котором он чувствует себя спокойно, это состояние радости, удовольствия, удовлетворения от учебного процесса. Интеллектуальная комфортность – удовлетворенность учащегося своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Физическая комфортность – это соответствие между телесными, соматическими потребностями учащегося и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. 

В свою очередь также выделяют различные виды одаренности: интеллектуальную, творческую, академическую, художественно-эстетическую, социальную, психомоторную. Таким образом, при очевидном совпадении составляющих комфортности и одаренности, можно сделать вывод, что комфортная образовательная среда – это один из важнейших принципов развития одаренных детей. Одним из предметов, обеспечивающих комфортную среду априори, является иностранный язык. Именно «иностранный язык», являясь средством коммуникации, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Поскольку методика преподавания иностранного языка нацелена на формирование коммуникативной компетенции, данный предмет прежде всего ориентирован на личность учащегося, на его умение общаться. 

В ходе обучения иностранному языку у учителя появляется возможность больше узнать о своих учениках, об их интересах, способностях, а потом построить систему работы, в которой будут учитываться сильные и слабые стороны каждого. К сожалению, в нашей школе нет строгой системы выявления одаренных детей, поэтому весь груз ответственности ложится на учителей. В начальной школе учителя английского языка сотрудничают с учителями младших классов, обсуждают способности каждого ребенка, чтобы в дальнейшем помочь им развиваться. Таким образом, начальная школа может рассматриваться как некий «отборочный этап» для дальнейшей серьезной работы. Тем не менее, все учащиеся 4-х классов проходят через итоговую аттестацию за курс начальной школы по английскому языку, по результатам которой они распределяются по группам (для одаренных, продвинутых и обычных детей), но в данном случае выявляется только интеллектуальная одаренность. В любом случае, в рамках английского языка у каждого ребенка появляется возможность проявить свои способности в разных сферах. 

 Говоря о работе с одаренными детьми в рамках английского языка в школе 525, ее можно разделить на три части: 

  1. работа на уроке; 
  2. внеклассная работа; 
  3. работа в рамках дополнительного образования. 

В рамках урочной деятельности учащимся предлагаются как традиционные, так и нестандартные формы работы. Следует отметить, что одаренные дети предъявляют повышенные требования ко всему, что их окружает, поэтому обычный урок может вызывать у них скуку, потерю интереса. Для поддержания познавательного интереса используются уроки с ИКТ, проекты, игры. Учащиеся с удовольствием включаются в процесс, проявляют как интеллектуальные, так и творческие и социальные способности. 

Во внеклассной работе идет подготовка к предметным олимпиадам, неделям английского языка с различными творческими работами, а также учащиеся старших классов принимают участие в научно-исследовательской деятельности, в рамках которой ученикам предлагается работа по собственной исследовательской теме с дальнейшим выступлением на школьной научной конференции. В рамках дополнительного образования в школе 525 работает Школьный театр на английском языке. Учащиеся 5-11 классов участвуют в постановках спектаклей на английском языке. 

Хочется отметить, что в данных постановках принимают участие учащиеся всех трех групп, и успеваемость по предмету не является важным показателем. Разумеется, независимо от формы работы, учителя английского языка в первую очередь помнят о необходимости комфортной среды для всех ее участников, поэтому в каждом виде деятельности мы стараемся поддержать каждого учащегося, проследить за развитием или даже изменениями интересов, поскольку мы верим, что каждый ребенок – одаренный, главное- помочь ему найти себя. 

Литература: 

  1. Селевно Г.К. «Современные образовательные технологии», М. 1998 
  2. «Одаренные дети» Сборник. Перевод с английского, М., 1991 
  3. «Детская одаренность: от теории к практике.» Сборник. Ижевск, 2005 
  4. «Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности// Вопросы психологии №5, 1994 
  5. Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети», М., 1991 
  6. «Толковый словарь» Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, М., 1992

Панова Анна Конкордиевна15.06.2013 19960 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar