РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Загадка как своеобразная и интересная форма развития связной речи младших школьников

Наша речь - это процесс превращения мысли в слово. Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, чётко определённых характеристик речи. Они–то и служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.
Во-первых, рассказ ученика должен быть построен на хорошо известных фактах, на его наблюдениях и жизненном опыте.
Во-вторых, должна присутствовать логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие повторений и лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.

Но ученик должен не только уметь передавать факты, но и использовать в речи богатство языковых средств. Кроме этого речь должна быть ярка, красива, убедительна.

Огромную роль в развитии речи оказывает загадка. Она развивает в человеке догадливость, сообразительность, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Именно загадка развивает у ребёнка поэтический взгляд на действительность, обогащают память.

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. А сколько в них шутливых обыгрываний по созвучию придуманных слов: «Футка и фатка, футун да футундак, да две футеницы»(Шубка, шапка, зипун, кушак, рукавицы).Загадка чаще всего содержит метафору, когда качество, признак или действие одного предмета переносится на другой, сходный в каком-либо отношении. Это и делает загадку замысловатой. «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят». А есть загадки в форме прямого вопроса. «Это кто зимой холодной бродит по лесу голодный?» По своему строению загадка нередко основана на параллелизме, а часто на отрицательном параллелизме. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Часто в тексте загадки можно найти собственные имена в значении нарицательных. «Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается». «Стоит Пахом на коне верхом, книжку читает, а грамоты не знает». Занимательную форму придают загадке аллитерации (звуковые повторы) и рифмы. «Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хочу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь».

Происхождение загадок принято связывать с так называемой условной речью, речью околичностями во время особых положений, когда человек по существующим понятиям или просто в силу особых жизненных обстоятельств, не мог назвать вещи и явления своими настоящими именами. Знание особой «загадочной» речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток. Знание это было необходимо и на охоте, и в быту, и в отношениях с другими людьми, и в иных случаях. Знаменитый путешественник XVIII в. Крашенников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. 

Есть основания утверждать, что приведённые Крашенниковым «подставные слова» - это и есть те остатки древней речи, с которой непосредственно связана народная загадка (церковь – востроверхая, конь – долгохвостый, ворон – верховой…). Вместо свиньи говорили низкоглядная. «По земле ходит, неба не видит». Очень часто пословицы и поговорки переходили в загадки. «В городе рубят, к нам щепки летят». Первые записи загадок были произведены в конце XVII в. отдельными любителями народного творчества. Записывались они случайно, когда их путали с пословицами. Во второй половине XVIII в. появилось несколько сборников загадок. 

Много педагогов прошлого использовали в работе с детьми загадки. «Заря – заряница, красна девица, по лесу гуляла, ключи потеряла: месяц видел – не сказал, солнце увидало – подняло». Положим, дети не угадали, что ключи – значит роса: но пусть они объяснят: почему заря называется красной девицей, почему говорится, что заря теряет росу, почему месяц не потерял росу, а солнышко подымет росу. Получилась живая и полезная беседа. Благодаря загадкам учитель учит детей такому важному виду мышления, как сравнение. Обучение сравнению, значит обучение сопоставлению и противопоставлению. Когда ребёнок учится сопоставлению, значит он учится выделять существенные признаки, а сопоставление помогает выделять несущественные признаки. «За кудрявый хохолок лису из норки поволок , на ощупь очень гладкая, на вкус как сахар сладкая». 

Отгадка явилась результатом беседы с использованием приёма сопоставления и способа подстановки:

  • С кем сравнивается предмет, который нужно отгадать? (с лисой)
  • Если сравнили с лисой, то, значит, у лисы и у этого предмета есть что – то общее. Назовите самые яркие черты лисы, её свойства. (хитрая плутовка, рыжая хищница…) Поставьте вместо слова лиса слова, которые вы подбирали, когда описывали лису. В результате подстановки выяснилось, что подходит слово лиса. Значит, предмет, который нужно отгадать, рыжего цвета.
  • Как по- другому можно назвать рыжий цвет? (оранжевый)
  • Почему же в загадке задуманный предмет сравнивается с лисой? Могли бы взять другой предмет тоже оранжевого цвета, например: осенние листья, солнышко. Поищите в загадке ответ на вопрос.(Лиса живёт в норке, которая находится в земле, и этот предмет тоже). Найдите в загадке слова, с помощью которых описывается загадочный предмет. (Кудрявый хохолок, на ощупь очень гладкая,на вкус – сладкая).
  • Что же это такое? Может быть какой-то овощ? Какие овощи имеют такие признаки? (морковь)
Такая работа помогает ребёнку в составлении своих загадок.
Загадка хороша для начальных этапов творчества именно тем, что сама по себе она есть целое, законченное произведение, к тому же по природе своей она всегда образна и ритмична. «Загадка мала, как искра, но в ней все признаки настоящего огня», - писала М.А. Рыбникова в книге «Очерки по методике литературного чтения». – М., 1963г. с.266.

Используемая литература:
  1. К.Д. Ушинский«Родное слово» М., Академия педагогических наук 1949г.
  2. М.А. Рыбникова « Очерки по методике литературного чтения» М., Просвещение,1963г.
  3. Л.П. Веденская, Р. Я. Саакян «Наш родной язык», М., Просвещение, 1971г

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены