РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Авторская образовательная программа «Прасковея» как средство реализации творческих способностей и возможности обучающихся.

Авторская образовательная программа «Прасковея» как средство реализации творческих способностей и возможности обучающихся.

Галимзянова Наталья Валерьевна 
МАОУ ДОД «Дом детского творчества №15»
педагог дополнительного образования высшей кв. категории
г. Набережные Челны

Рост национального самосознания граждан России в новых государственно-политических и социально-экономических условиях является причиной возрастания интереса народов нашей страны к своим традициям. Восстановление и развитие народных ремесел и промыслов открывают возможность глубоко и многоаспектно рассматривать проблему исторического и национально-культурного наследия в образовательном процессе подрастающего поколения.

Возрастание интереса народа к своим традициям и народному творчеству можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, это общая тенденция к возрождению духовности в обществе, обусловленная восстановлением общечеловеческих приоритетов и ценностей народа как части общечеловеческой культуры.

Во-вторых, наращивание научно-технического потенциала общества вызывает у людей стремление обратиться к своим корням, народному творчеству.

В-третьих, обострение социально-экономических проблем, политическая и экономическая нестабильность в обществе приводят к тому, что в поисках душевного равновесия и источника материальных благ человек пытается обрести духовную опору в народном творчестве, произведениях декоративно-прикладного искусства, делая их объектами эстетического наслаждения, частью своей жизни, быта.

Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт наших предков, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Специфика произведений народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов. Поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для развития творческого потенциала каждого ребенка.

Современные народные промыслы основной упор делают на проблему сохранения традиций народного искусства прошлого. Обучение, которое ведут педагоги в творческих объединениях, основывается на лучшем опыте, накопленном поколениями. На основе изучения достижений старых мастеров и создаются декоративные изделия, отвечающие современным эстетическим вкусам и общим стилистическим тенденциям нового искусства.

Реализация авторской образовательной программы по коклюшечному кружеву и бисероплетению «Прасковея» направлена на возрождение народного промысла. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя кружевоплетение на коклюшках, бисероплетение как творческое начало, развить личность воспитанников, создавая для каждого ситуацию успеха через образовательную, исследовательскую, предпринимательскую деятельность, что, в конечном итоге приводит к самоопределению в профессии.

Содержание программы направлено на ознакомление с историей возникновения и развития русского кружевоплетения, бисероплетения, с особенностями местных очагов его производства, преобразований, происходящих в характере узоров с течением времени.

В процессе овладения кружевоплетением и бисероплетением ребята приобретают навыки плетения, ткачества, вышивки бисером и стеклярусом, знакомятся с основами имиджа и дизайна, цветоведения, композиции и орнамента. Изучают особенности плетения вологодского, кировского, елецкого, киришского и михайловского кружева; изучают основные техники плетения бисером: параллельного, игольчатого, дугового, мозаичного и тканевого плетения, технику французского плетения.
На развитие творческих способностей воспитанников оказывает использование творческих заданий. На основе имеющихся знаний обучающиеся разрабатывают авторские сколки кружевных изделий, схемы плетения бисером модели изделий, внося свои изменения в формы, цветовое решение изделия.

Проявлению творческой активности обучающихся способствует организация проектной деятельности. Выполнение творческого проекта требует от воспитанников не только наличия необходимых знаний, но и умения их использования. 

Воспитанники в ходе проекта выполняют следующие виды деятельности:

  • работа с источниками информации. Обучающиеся самостоятельно находят информацию;
  • анализ полученной информации, ее обработка, выводы;
  • написание письменной работы;
  • выбор технологии изготовления изделия и расчет ее себестоимости;
  • разработка технологии изготовления изделия, эскизов, схем и сколков плетения;
  • изготовление готового изделия; разработка рекламы изделия, его практическое применение;
  • защита проекта[2].
В ходе работы над творческим проектом у обучающихся расширятся кругозор, повышается эстетический уровень и художественный вкус. Обучающиеся вносят изменения в технологию изделия, осуществляя собственные замыслы, в результате этого каждая выполненная работа имеет свою индивидуальную неповторимость.

Работа в творческих объединениях в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творчества. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

От способности обучающегося к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, и в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым, наши занятия с установкой на созидание подготавливают обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. «Бесталантливых» детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.

Учреждения дополнительного образования детей в большей степени позволяют раскрыть творческий потенциал детей, заложенный в них с рождения. Именно в УДО созданы благоприятные условия для развития индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка и творческого самовыражения личности. Человек рожден уже творцом. Это кладезь способностей, педагогу остаётся только приложить максимум усилий для их развития. Детское творчество имеет очень важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Литература:
1. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А., Покровская Н.Д. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. - М., 2005.
2. Г.В. Найденко, А.В.Зайцева Научная технология творчества через проектную деятельность / Г.В. Найденко, А.В.Зайцева // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №8. – с. 3-5.

Галимзянова Наталья Валерьевна20.07.2013 8410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar