РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа № 459 
Пушкинского района г.Санкт-Петербурга 

Статья: «Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.»

Автор: 
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Казицкая Ирина Борисовна.
г.Санкт- Петербург 2013 г.


Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, 
не ради выгоды, славы, власти 
или других целей, 
а ради того, чтобы быть полезным в жизни. 
Ф. Бэкон
 

Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего нужно показать интересное в самом языке- тогда мы приучим детей вникать в средства, «представляемые языком для выражения мысли» (И.Срезневский), а это основа для постоянной работы над собственной речью.
«Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности»,- говорил Эдвард Фелпс. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного. Разве неудивительно, что есть прилагательные краткие, которые не склоняются, как остальные, что есть существительные, которые почему-то не изменяются по числам, что некоторые собственные имена, являющиеся названиями единичных предметов, имеют формы только множественного числа( Карпаты, Альпы); а рассказывая о том, что было вчера или очень давно, мы нередко употребляем глаголы в форме настоящего и даже будущего времени.

Удивительного ... много. Но конечно, надо уметь самому удивляться, показывать это удивительное и вызывать удивление. Язык- это чудо из чудес. И как увлекательно раскрывать его чудесные свойства!

Удивительное, интересное в языке- это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно. Осмысленное в иных взаимосвязях, с другой точки зрения это известное воспринимается по-иному.

Разве не знают школьники, что в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные? А если начать урок так: « К нам в класс вошли два приятеля, два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже если он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?»

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова,» - писал Ян Коменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Идея воспитания у детей интереса к знаниям, как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения, возникла давно. На необходимость развития у детей интереса к школьным предметам и учебной деятельности указывали К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков и другие. Н. Добролюбов призывал «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям», потому что «когда занимаются с охотой, то дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-за палки».

Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.

Добиться прочных знаний и навыков по русскому языку и литературе учитель может только в том случае, если он ясно представляет себе уровень подготовки каждого ученика, его индивидуальные пробелы. Работу над индивидуальными пробелами в знаниях учащихся нужно так вплести в ткань урока, чтобы не нарушалась его стройность, чтобы не отвлечь школьников от изучения нового материала, чтобы пробудить интерес и «не дать угаснуть огню любознательности».

Прежде всего провожу работу по индивидуальным карточкам, запись ошибок в специальную тетрадь «Мои ошибки». Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время, групповая работа и работа в парах также способствует повышению работоспособности учащихся, учитель и ученик становиться ближе, психологическая дистанция сокращается.

Огромную роль на уроке играют занимательные моменты (рубрики «Уроки вежливости», «Синтаксическая задача», Петя Ошибкин» , «Сказки про...»)

Учителю-словеснику, как никому другому, необходимо при планировании уроков использовать самые различные методы и приемы развития творческих способностей учащихся.

Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знания. Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках.

Важное место в учебно-воспитательной системе, направленной на повышение познавательной активности учащегося, занимает стимулирование и поощрение самостоятельности учеников, их стремления к творчеству, самовыражению, самоутверждению. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок - это урок обобщения и систематизации знаний.

Значительно возрастает активность на уроках- диспутах, конференциях, викторинах, конкурсах. Здесь обязательна доля импровизации. В выступлениях много личного, идущего от себя. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник , вникающий во все детали работы. Интригующим моментом, пружиной, воздействующей на интерес школьников, служит сама идея соревнования, выявление победителей. Девиз «Кто лучше?» почти всегда притягивает большое количество желающих.

Так в 9 классе после изучения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» провожу урок-суд на тему: «Кто виноват в гибели Лизы?» Класс делится на судей и адвокатов. Учащиеся занимают позицию Лизы или Эраста. Заранее дома готовят речь( обвинительную или защитную), а на уроке выступают. Такая форма урока активизирует класс, и даже те учащиеся, кто не читал произведения, обязательно обсуждают вместе со всеми. Никто не остается в стороне.

Дифференцированный подход в обучении, система интересных, творческих заданий – достаточно высокая (но доступная) образовательная «планка», которая помогает мне воспитывать в учениках такие важные качества личности, как потребность в знаниях и саморазвитии. Нужно сформировать у ученика мотивацию в приобретении новых знаний.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ я использую при изложении нового материала , в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы) закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы. ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Особую неоценимую роль на уроке играет эмоциональный фон. Искренность учительского слова, его оригинальная образность, привлечение произведений музыкального и изобразительного искусства позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. И если у учеников мне удается вызвать то, что древние греки называли катарсисом, то я испытываю настоящее счастье. Конечно, таких уроков не бывает много, но каждый из них памятен мне и моим ученикам (урок-диспут по роману «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Мастер и Маргарита» Булгакова; творческий урок «Письмо герою из XXI века» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Достичь пика эмоциональной чувствительности непросто, но чрезвычайно важно, потому что именно в такие моменты и происходит формирование нравственных качеств личности: чести и ответственности, свободы и воли, доброты и любви, стыда и совести.

Например, на уроках литературы, начиная цикл занятий по творчеству Лермонтова, обращаюсь к детям: «Представьте, что вы сейчас сказали, придумали что-то такое, что покажется очень важным взрослым, серьезным людям. И даже тем, кто будет жить через 200 лет после вас. Тяжело? А вот 175 лет назад такое чудо произошло! 15-летний мальчик, которого бабушка ласково назвала Мишель, создал несколько шедевров, которые сейчас где-нибудь в лондонской библиотеке читает седовласый профессор и волнуется. Ему и в голову не приходит, что общается-то он по существу с мальчишкой, хотя знает, кем и когда написаны стихи. Не чудо ли?»
Учитель на уроке и актёр, и режиссёр, и сценарист. Но в центре всей деятельности всегда находится ученик, его переживания, эмоции, личностная позиция. Русская литература всегда основывается на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. Поэтому на мой вопрос: «Для чего надо изучать литературу», учащиеся отвечали : «Чтобы разбираться в жизни, быть воспитанными и образованными». Моя задача – приобщить учеников к общечеловеческим ценностям, показать образ нравственного поведения, расширить жизненный опыт детей, научить понимать других.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.

Казицкая Ирина Борисовна16.06.2013 65880 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar