РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий
Блинова Надежда Викторовна, 
учитель математики
 МОУ СОШ № 17. 

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег


Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому меня волнует тема: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий».

Интерес к данной теме возник, когда я пришла работать в школу. Я обратила внимание на то, что многие ученики пассивны на уроках математики, они не проявляют интереса и активности. Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему активизации мыслительной деятельности считаю актуальной.

В результате работы необходимы следующие условия:

  • Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность учащихся.
Целью моей работы является:
  • Создание условий для активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
  • Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
  • Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
  • Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
  • Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:
  • Технология личностно – ориентированного образования.
  • Технология использования игровых методов.
  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология развития критического мышления.
  • Информационно – коммуникационные технологии. 
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. Работать над активизацией познавательной активности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет важное значение.

Система работы:

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий.
Применяемые технологии. Что они дают.

1. Технология личностно – ориентированного образования.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка

2. Технология развития критического мышления.

Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:

  • верные и неверные утверждения по теме «Признаки делимости»: «Верно ли что…
  • ..если запись числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 5?
  • …число 875 делится без остатка на 3?
  • …если натуральное число делится одновременно на 2 и на 5, то оно делится на 10?
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Прием составления кластера. Составление кластера важно для развития мышления. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.
Например при измерении углов при помощи транспортира можно составить такой кластер

Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.

Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.
Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, проводят мини- исследования, строят предположения.

Прием «Таблица вопросительных слов»

Вопросительные слова 

  • Как?
  • Что?
  • Где?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Откуда?
  • Какой?
  • Зачем?
  • Каким образом?
Используя таблицу вопросительных слов, сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. Что бы вам хотелось узнать на сегодняшнем уроке? 

Дети заполняют после обсуждения в группе вторую колонку

  • Что такое транспортир?
  • Как пользоваться транспортиром?
  • Почему на транспортире две шкалы?
  • Откуда к нам пришел транспортир? Кто его изобрел? И т.д.
В конце урока учитель говорит:
-Давайте вернемся к нашим вопросам. На все ли из них мы получили ответы?
- Где мы можем найти интересующую нас информацию?

Желающие к следующему уроку готовят сообщение.

Информационно-коммуникационные технологии

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Не секрет, что уроки математики требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.

Крейг Баррет отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Групповая работа - это уникальная форма организации обучения. 

У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
  • расширяет межличностные отношения детей.
Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы использую памятки «Правила работы в группе»

Например, класс делится на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучает часть нового материала и готовит сообщение всему классу. 

Детям предлагаются инструкции:

  1. Прочитайте ….
  2. Составьте схему ….
  3. Решите, кто расскажет о… классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
  4. Начертите схему ..
  5. Решите, кто расскажет классу о . и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
  6. Доложите о готовности группы.
Технология использования игровых методов.

Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, необходимо применение дидактических игр. Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.

Технология личностно – ориентированного образования.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития.

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.

Вывод:
Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. 

Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: 

  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • активизировать познавательную активность; 
  • развивать мышление и творческие способности учащихся; 
  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; 
  • развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; 
  • повысить качество наглядности в учебном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011.
4. Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с.
5. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.
Блинова Н.В.20.07.2013 68161 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Надежда Викторовна! Я разделяю вашу точку зрения. Необходимо повышать качество преподавания математики в школе за счет применения современных технологий. Спасибо за статью!
avatar