РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Программа занятий с будущими первоклассниками на основе переработанной программы «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой в МБОУ СОШ №8

Программа занятий с будущими первоклассниками на основе переработанной программы «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой в МБОУ СОШ №8
Программа занятий с будущими первоклассниками на основе переработанной программы «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой в МБОУ СОШ №8 г. Муром Владимирской области 

Пояснительная записка

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали и посещают дошкольные учреждение. 

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
  • социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; 
  • педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. 
Успешная адаптация ребенка в процессе обучения. 

Задачи:
  • организация процесса обучения, воспитание и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; 
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; 
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; 
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе. 
  • Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6 лет должен всего определять тем, что они – дошкольники, т.е только готовятся к систематическому обучению. 
Программа уделяет особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.

Принципы построения программы.
  • реальный учет особенностей дошкольного периода развития, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания. 
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность 
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка. 
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности. готовности к взаимодействию с окружающим миром. 
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка. его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности, создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии. 
Необходимость учета целостности восприятия дошкольников окружающего мира предполагает интегрированный подход к отбору содержания знаний.

Структура программы. 

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются три раздела «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку».

Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе.

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения . Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирования умений составлять рассказы. Особое внимание уделено подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Примерная организация обучения.

Продолжительность обучения – 1 недель (с января по апрель, по субботам). Общее число занятий – 45 часов.

«Познаем мир» - 15 часов
«Учимся думать, размышлять, фантазировать» - 15 часов
«Учимся родному языку» - 15 часов

Режим занятий

1занятие – 11.00 – 11.25
2 занятие – 11..35 – 12.00
3 занятие – 12.10 – 12.35

Тематика занятий.

«Познаем мир»
1. Свойства предметов, их назначение и возможные действия с ними.
2. Объединение предметов в группы по различным признакам.
3. Цвета радуги.
4. Ориентировка в пространстве – в своей квартире, в помещении школы. Ориентировка на улице – дорога в школу и домой.
5. Пространственные отношения между предметами.
6. Формы предметов. Геометрические фигуры.
7. Величина предмета.
8. Понятия вчера, сегодня, завтра.
9. Явления природы.
10. Времена года и их основные признаки.
11. Растения.
12. Животные.
13. Правила поведения в природе.
14. Мой город и я.
15. Профессии людей.

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать».
1. Множества. Один. Много.
2. Соответствие между элементами двух множеств.
3. Количество.
4. Счет от1 до10.
5. Прямой и обратный счет.
6. Понятия «больше» - «меньше».
7. Сравнение предметов по признакам.
8. Равенства и неравенства предметов.
9. Понятие «последующее, предыдущее» число.
10. Сложение.
11. Вычитание.
12. Задачи – игры.
13. Простейшие геометрические фигуры.
14.Классификация и обобщение предметов.
15. Составление фигур из частей.

«Учимся родному языку».
1. Наша речь.
2. Слова близкие по значению.
3. Слова противоположные по значению.
4. Описание предметов.
5. Составление рассказа по картинке.
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
7. Повествовательный рассказ.
8. Описательный рассказ.
9. Составление рассказа по рисункам - пиктограммам.
10. Придумываем фантастические истории.
11. Рифма.
12. Слово и предложение.
13. Звук и слово.
14. Гласные и согласные звуки.
15. Игры со словами и звуками.

Смирнова Галина Геннадьевна04.07.2013 56140 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar