РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Образовательные технологии педагогики здоровьесбережения

Образовательные технологии педагогики здоровьесбережения

МОУ «СОШ№75» г.Саратов
Авторы: Хижнякова Н. А. Прохорова С.Н.

Тема статьи: «Образовательные технологии педагогики здоровьесбережения»

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
Сократ.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке с введением новых ФГОС, она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экономических и политических задач, стоящих перед современным обществом. Успешность обучения и воспитания школьников во многом обусловливается состоянием здоровья, функциональными и адаптивными возможностями организма.
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано следующее: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Современная медицина важным признаком здоровья считает «социальное благополучие».

Что мы можем сделать для своих учеников? Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающую образовательную технологию мы понимаем как организацию учебно- воспитательного процесса, при котором не наносится вреда здоровью учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в нашей школе направлены на устранение следующих проблем:

  • повышения физической активности детей;
  • организации школьного питания (90% школьников имеют дефицит продуктов питания в ежедневном рационе)',
  • обеспечения медицинских услуг в школе и организации психологического и социального консультирования;
  • активного участия семьи, общества в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

По моему мнению, основным структурным звеном здоровьесберегающих технологий является урок. В своей работе я обращаю внимание на следующие аспекты урока: соблюдаю гигиенические условия в классе (чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски); слежу за позами учащихся и их чередованием в зависимости от характера выполняемой работы; физкультминутки являются обязательной составной частью моих уроков (провожу физминутки под музыку, под стихи, направленные на снятие утомляемости с глаз, восстановление мозгового кровообращения и т.д.).

Стремлюсь создавать благоприятный психологический климат на уроках (доброжелательное общение с учениками, стараюсь видеть в каждом ребенке интересную личность, замечать его проблемы), стараюсь развивать у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке, для этого использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности; активные методы и методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Учебная и внеклассная деятельность младших школьников в нашей школе направлена на формирование здоровых привычек, коммуникативных навыков, мотивации обучения и приобретения знания. Воспитательную работу мы строим таким образом, чтобы в ней преобладали духовно-нравственное, физическое, экологическое и этическое воспитание.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Использованные источники:
1. Н. И. Дереклеева. Мастерская учителя. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Начальная школа. Москва. «ВАКО» 2004 год.

Прохорова С.Н. Хижнякова Н.А.13.07.2013 10220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar