РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание ситуаций общения на уроках английского языка

Создание ситуаций общения на уроках английского языка
Учитель английского языка 
МБОУ «СОШ № 28» г. Северодвинска 
Афанасьева Ольга Сергеевна.

Лингвистами, психологами и методистами давно установлен непреложный факт, что как средство общения устный язык нужен в определённых коммуникативных ситуациях, которые являются исходным моментом при структурировании содержания обучения устной речи.

Вовлечение учащихся в активный процесс учения по овладению диалогической речью является проблемой для многих школьников, от её решения во многом будет зависеть успешность изучения иностранного языка.

Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного взаимодействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке. Практической целью изучения языка является овладение общением, в данном случае происходит смещение акцента с активной деятельности учителя по обучению иностранному языку на активную деятельность учащихся по его изучению, чтобы обеспечить последним возможность овладевать иностранным языком, а не быть объектом обучения ему [1 c 67].

Каким же требованиям должна отвечать учебная ситуация, используемая в обучении иностранному языку?

1. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.

2. Она должна быть предельна, ясна учащимся. Это значит:

  • чётко определена речевая задача (о чём спросить, что узнать у собеседника, о чём рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.д.);
  • учащиеся знают то, что от них требуется. Они выполняют задание в соответствии с конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры), и речевым материалом, усваиваемым или усвоенным.
  • учащиеся знают, как нужно выполнять задание, какие средства нужны для его выполнения;
  • дети знают, что общение будет происходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении друг к другу;
  • они знают, чему научатся, выполнив задание.
3. Ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания (действую не один, нужно помнить о том, чтобы не подвести одноклассника), аккуратность и добросовестность (не так понял – не могу участвовать в беседе; не так сказал – меня не поняли).

4. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе.

5. Ситуация стимулирует мотивацию учения, вызывает у школьника интерес к заданию и желание успешного выполнения [3 c.76].

Для создания учебных ситуаций используются:

  • реальные ситуации общения в классе;
  • различные средства наглядности;
  • презентации;
  • вербальные средства;
  • ролевые игры и т.д.
Какова роль учебной ситуации в практическом овладении потенциалом языка? Какие воспитательные и развивающие функции включены в неё?

1. Моделирует фрагменты объективной действительности, соотнесённые с речевыми действиями партнёров по общению.

2. Даёт возможность:

а) при ознакомлении с новым материалом наглядно показать, где, когда можно использовать предъявленный материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут понять и сказать на изучаемом языке. Например: Я мог говорить, что я делаю сейчас, а теперь могу спросить друга, что он будет делать завтра.

б) при тренировке обеспечить личное участие каждого.

3. Может вызвать у школьников определённое эмоциональное состояние, если ситуация полностью понята учеником и преподносится учителем заинтересовано.

Например, учитель сообщает, что сейчас он узнает, где вы были вчера.
T: - By the way, what day was it yesterday?
P1: - It was Sunday.
T: - Oh, yes. It was Sunday. I was in the hospital. What about you?
P2: - I was at the cinema.
T: - That’s good. And where were you, Ann? Were you at the cinema too?
A: - No, I wasn’t. I was at the theatre.

Далее дети спрашивают в парах друг у друга, где они были вчера. Перед выполнением упражнения целесообразно повторить места, где они могли быть: at home, at the shop, in the club, at the theatre, at the cinema, in the library, at my aunt’s и т.д. При такой организации тренировки обеспечивается проговаривание учащимися структур со словами was/ were многократно, активизируются предлоги. Внимание школьников направлено на содержание высказывания, а не на форму; последнее запечатлевается в памяти непроизвольно. Повторяется нужный для решения коммуникативной задачи материал – указание места.

4. Вызывает желание включиться в общение, готовность в нём участвовать. Большую роль играет дух соревнования, возникающий при восприятии иноязычного высказывания.

5. Помогает школьникам лучше узнать друг друга, а учителю – каждого из них. Например, детям прочитывается текст.

I get up at 7 o’clock. My grandmother makes my bed. I do my morning exercises on Sunday. I wash with warm water. I don’t like cold water. Then I dress and have breakfast. My grandmother puts my books, copy-books, pens and pencils in my bag. At 8 o’clock I go to school.

Дети по-разному реагируют на рассказ. После проводится беседа.

What about you? Do you make your bed?
Who makes your bed? Do you wash with cold or warm water?
Дальше переходим к управляемому диалогу, после этого составляем диалоги в парах.
На продвинутом этапе усложняется структура ситуаций: они включают уже не дону коммуникативную задачу, а две-три, для решения которых учащиеся должны овладеть различными структурами вопросительных предложений.

Развитие диалогической речи с помощью серии подобных упражнений предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учётом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного взаимодействия. В таких упражнениях предусматривается тренировка ситуативного употребления разнообразного языкового материала, разных функциональных типов речевых высказываний [3 c .90].

Обучение диалогической речи, обусловленное созданием ситуаций можно представить в следующих упражнениях:

  1. по теме к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);
  2. к серии картинок, используя ключевые слова (картинки изображают последовательность действий);
  3. по содержанию презентации;
  4. на основе сообщаемой информации;
  5. используя имеющиеся данные о ситуации, зачин и концовку диалога;
  6. на основе ключевых слов;
  7. по прочитанному тексту;
  8. к монологическому тексту путём оживления и расширения последнего;
  9. по теме к одной из ситуаций, затем изменяйте его применительно к новым ситуациям в рамках данной темы;
  10. к типичным ситуациям общения по теме;
  11. составьте микро-диалоги на разные темы для одних и тех же ситуаций общения, с участием одних и тех же собеседников, объедините их в один ситуативно-тематический комплекс;
  12. составьте ситуативно-тематический комплекс для разных ситуаций, объединенных общей темой;
  13. составьте разнообразные диалоги и микро-диалоги к общению в условиях полилога (дискуссии, пресс-конференции, телемоста); 
  14. к серии предлагаемых обстоятельств;

Учебная ситуация является одним из важных приёмов обучения диалогу на уроках английского языка.

  1. Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка (справочное пособие).- М.: издательство Высшая школа, 1997. – 408 с.
  2. Н.Д. Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. – 192с.
  3. Щукин А.Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416с.

Афанасьева Ольга Сергеевна20.07.2013 29720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar