РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Валеологическое пространство средствами вокала

Валеологическое пространство средствами вокала Плеханова Ольга Степановна
педагог дополнительного образования
МБОУ Центр развития творчества детей и юношества
Г. Черногорск, РХ

Здоровье это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, что является залогом полноценной и счастливой жизни. Обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Поэтому основной задачей моих занятий с детьми от 8- 15 лет является создание полноценных условий для улучшения физического здоровья, развитие голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортное состояние в образовательном процессе. За многие годы обучения детей вокальному искусству. Я убедилась, что пение одно из средств оздоровления детей, которое побуждает к красоте, любви, созиданию. 

Красота - это хорошее психофизиологическое состояние всего организма, а правильное вокальное дыхание это хорошая вентиляция легких. Каждое занятие - это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению имунитета и обновлению всего организма. В процессе постижения искусства вокала, формируются такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями - "властвовать собой", достойно держаться в обществе, не поддаваться депрессии. Вокал - это радостное ощущение молодости в любом возрасте! Исходя из этого, на занятиях целенаправленно использую валеологические методы и приёмы в форме вокальных упражнений, которые формируют у детей правильное дыхание, звукообразование, расширяется диапазон. 

Существует множество дыхательных практик и упражнений, направляющих ребёнка к здоровью и пониманию своего организма. На своих занятиях я использую метод Бутейко, который направлен на оздоровление внутренних органов и дыхательные упражнения психотерапевта Вильгельма Райха, посредством которых я учу сдерживать дыхание, делать его незаметным и тихим, этот метод помогает развивать глубокое дыхание, высвобождать приобретённые зажимы и подавленные чувства. Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности детей, но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы направлены на оздоровление - и духовное и физическое. 

Эмоциональное состояние ребёнка помогает выходить на сцену, но посторонние мысли, глубокие переживание спрятанные в далёкие тайники души становятся источником зажима. Для устранения зажимов я использую упражнения В.Райха, которые помогают снять состояние тревоги, страха, комплекс неполноценности, забытые детские переживания. В практической части своей работы я использую упражнения на дыхания: это во первых, естественное дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед; положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.). Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались. 

На занятиях использую вспомогательные упражнения, которые помогают устранить застенчивость. Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не следует задирать голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Для этого предлагаю упражнения: шея расслаблена, мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны; мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место, выполнять мягко, осторожно. 

Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабить мышцы; губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево - вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево – вправо. На занятиях по вокалу, применяя различные приемы валеологии, дети учатся беречь и сохранять свое здоровье, так как пение - лучшая дыхательная гимнастика, оно укрепляет сердце, развивает мышление и сбрасывает нервное напряжение. Ведь пение не только лечебное, но и могучее воспитательное средство. Надо приучить слышать самих себя.

Список литературы:
Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Интернет ресурс:
www.studsona.com. Телесная терапия В.Райха
www.mordovnik.ru Методика тренировки дыхания по Бутейко.

Плеханова Ольга Степановна22.07.2013 8900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar