РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль музыки в организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль музыки в организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья Велигодская Анна Константиновна 
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) 
образовательное учреждение для обучающихся, 
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 18 
Центрального района Санкт – Петербурга 
(ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 )

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, является мощным средством снятия эмоционального перенапряжения. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через основные факторы: физиологический и психологический, она позволяет повысить психологический комфорт и установить равновесие в деятельности нервной системы. Музыка проникает в подсознание и может вызвать многое из того, что там сокрыто. Она может помочь осознать окружающий мир независимо от того есть ли у человека какие-нибудь нарушения. В современной отечественной и зарубежной психологической литературе отражены результаты исследований многих авторов, раскрывающих различные вопросы, связанные с изучением проблем музыкального восприятия и воздействия музыки на человека

Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти), классические произведения. На уменьшение чувства тревоги и неуверенности влияют мажорные мелодии.

Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:

  • регулирование эмоционального состояния;
  • развитие навыков межличностного общения;
  • повышение социальной активности;
  • развитие эстетических потребностей.
Коррекционное воздействие музыки в работе с детьми со сложной структурой дефекта может реализовываться в нескольких направлениях:
  • коррекции психосоматических нарушений;
  • коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;
  • помощи в преодолении сложностей в социальной адаптации.
В рамках педагогического процесса музыка позволяет сопровождать детей на учебных занятиях, режимных моментах .
Музыкальное сопровождение - это система методических мероприятий, средств, приемов организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющих включить музыку в разнообразные учебные занятия в качестве фактора создания положительного настроя, а также элемента организации учебного занятия

Учащиеся с проблемами в развитии отличаются неспособностью устанавливать адекватные эмоциональные и социальные отношения, не могут осознать себя частью окружающего мира, правильно соотносить части своего собственного тела в пространстве.
Корректировать данные нарушения помогает использование музыки.

Музыкальное сопровождение основывается, прежде всего, на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому умение школьников эмоционально откликаться на музыку и адекватно воспринимать различные музыкальные произведения является важным показателем.

Наш опыт показал, что целесообразно включать музыкальное сопровождения во время проведения динамических пауз, во время изобразительной деятельности, на переменах, в свободной деятельности детей.

Тематика музыкальных произведений, которые мы применяем в работе включает:

  • звуки природы;
  • звуки природы в сочетании с музыкой;
  • произведения классической музыки В.Моцарта, И. Баха, А. Вивальди, Ф.Штрауса, П.И.Чайковского;
  • произведения композиторов-профессионалов в музыкотерапии.
Мы используем магнитофонные записи, слушание музыки с помощью магнитофона позволяет самому ребенку регулировать громкость, включать и выключать звук.

В нашей работе музыка играет второстепенную роль, но она является той основой, которая помогает в решении многих задач коррекции и компенсации недостатков развития у школьников со сложной структурой дефекта.

Например, дети с большим интересом принимают участие в проведении динамических пауз под музыку, легче повторяют движения под ритмический рисунок музыки, лучше воспринимают стихотворный текст.

Плавная мелодичная музыка помогает педагогу контролировать силу своего голоса и произносить соответствующий текст речедвигательного упражнения, сопровождая его четким показом:

Ветер деревья качает (руки поднять вверх, покачать руками из стороны в сторону),
Дорожки листвой засыпает (наклониться вниз).
Вдруг громко дождь застучал (потопать ногами)
И по дороге ручей побежал (встряхнуть руками).
Мы друг за другом пойдем (положить руки на плечи впереди идущего)
И ручеек обойдем (пройтись друг за другом «змейкой»).
В процессе проведения динамических пауз дети вступают в контакт с педагогом и сверстниками (взяться за руки, улыбнуться друг другу и т.д.)

Музыка для проведения физкультминуток, а также пальчиковых игр должна отличаться яркой мелодией, простой формой, ритмичностью , поскольку необходимо повысить моторную активность детей, в то же время мелодия должна быть средней силы звучания, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, влечет неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Учащимся легче повторять движения пальцами и руками, если под ритмичную музыку учитель речитативом повторяет:

Пальчик, пальчик тук, тук, тук.
Ты - мой друг и я - твой друг.
Мы в ладоши хлоп-хлоп,
Кулачками шлеп-шлеп.

Часто, во время перемены, если мы наблюдаем у школьников признаки переутомления, перевозбуждения на помощь приходит спокойная музыка, включающая звуки природы. Она способствует стабилизации нервной системы и релаксации в целом.
Использование музыкального сопровождения во время рисования, спокойный характер и негромкое звучание музыки стимулирует изобразительную деятельность детей, повышает концентрацию внимания, способствует повышению интереса учащихся с проблемами в развитии.

Различная по характеру музыка по-разному сказывается на детях. Задорный, веселый характер музыки вызывает двигательную реакцию у гиперактивных детей. Спокойная классическая музыка настраивает на отдых, оказывает благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и замкнутым, аутичным.

Использование музыкального сопровождения в работе со школьниками, имеющими интеллектуальную недостаточность, влияет на развитие:

  • коммуникативных навыков: с помощью музыки преодолевается эмоциональный дискомфорт;
  • слухового внимания;
  • координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации, чувства ритма.
Музыкальное сопровождение способствует также созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Безусловно, чтобы двигаться под музыку, подбадривать одних детей и успокаивать других, необходимо терпение и вера в свою работу.

Музыкальное же сопровождение в широком смысле этого слова, отчасти влияет на создание благоприятной, развивающей среды для школьников со сложной структурой дефекта.

Литература.
1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
2.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
3.Музыкальная терапия для детей с аутизмом /Джульетта Алвин, Эриел Уорик; под ред. Э.Уорик. – 3-е изд., стер.- Москва: Теревинф, 2008.-208
Велигодская Анна Константиновна27.07.2013 12400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar