РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование творческих проектов на уроках «Технологии» в начальных классах

Использование творческих проектов на уроках «Технологии» в начальных классах

"Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания», - эти слова В.А. Сухомлинского можно взять за основу моей работы в школе. В процессе обучения и воспитания учащихся следую теме для самообразования, по которой работаю: «Использование творческих проектов на уроках Технологии». Но особый интерес представляют уроки технологии в начальной школе.

За последнее время практически все предметы школьного курса переосмыслены с учётом новых социальных и психолого – педагогических позиций. Лишь уроки «Технологии» только начинают уходить от рамок ремесленно – технологической подготовки, чтобы соответствовать духу времени. Попытка решить проблемы была сделана ещё в 1993 году.

Министерством образования РФ был утверждён базисный план общеобразовательных учреждений, одна из образовательных областей которого предусматривала освоение «Технологии».

Основы программы «Технологии» с 1 по 11 класс разработаны творческим коллективом Брянского педагогического университета под руководством доктора педагогических наук, профессора Виктора Дмитриевича Симоненко.

Основным связующим элементом программы, её сердцевиной является метод творческих проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем". Прое́кт (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

В среднем и старшем звене с 1995 года данная технология успешно внедряется в школе.

В начальной же школе не полностью реализуется курс «Технология», в котором учащиеся на доступных примерах знакомятся с технологиями преобразования материалов, информации.

Вопросы подбора и содержания проектных заданий, а так же методики выполнения творческих проектов в начальной школе являются объектом изучения, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

Всё вышесказанное объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования метода творческих проектов в начальной школе.

Объектом исследования являются уроки технологии.

Предмет исследования – методика применения творческих проектов.

Цель исследования – разработка методики творческих проектов на уроках технологии в начальной школе.

Гипотеза исследования заключена, по – моему мнению, в следующем: я считаю, что использование метода творческих проектов у младших школьников по программе «Технология» позволяет повысить интерес детей к техническому и художественному творчеству вообще и к урокам технологии в частности, при следующих условиях:

  • если будет отобрано содержание творческих проектов по различным модулям программы;
  • если будут учтены возрастные и индивидуальные особенности детей при использовании творческих проектов.
Реализация поставленной цели потребовала решение ряда конкретных задач, а именно:
  1. раскрыть сущность метода творческих проектов;
  2. определить эффективность и целесообразность использования творческих проектов на уроках технологии в начальных классах. 
Методы исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа и педагогический эксперимент.
Историю возникновения и развития метода творческих проектов можно найти в научных работах американских педагогов УХ. Килпатрика, Э. Коллинга; отечественных педагогов Л. Э. Блонского, В. П. Вахтерова, СТ. Шацкого и многих других.

А вот о сущности метода творческих проектов можно сказать следующее.

Под учебным творческим проектом понимается — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощённой в конечный продукт – изделие.

Содержанием – творческих проектов является система задач и способов их решения по выбору проектного задания (тематика проектов), его выполнения, качественного анализа.

Подготовку к проектной деятельности необходимо начинать на основе продуктивных методов: частично – поисковом и исследовательском. Положительным моментом в подготовке могут стать и дизайн – упражнения, направленные на развитие творческого мышления и представляющие собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда. Так, например, дети могут изменить цвет, детали и т. д.

Для активизации мыслительной деятельности обучающихся, учитель знакомит их с составлением «звёздочки обдумывания», изображая её на доске с указанием названия и факторов, влияющих на качество изделия, его выполнения.

Важно стимулировать творческий поиск, фиксировать детские предложения, оказывать помощь в их осуществлении.

Следует учесть, что количество часов, отводимое на каждое занятие, зависит от степени сложности проекта. Опираясь на возможности учеников, учителю необходимо максимально точно подобрать проект, определить уровень сложности его для каждой группы. Совместная деятельность участников только намечается, а далее развивается, подчиняясь конечному результату. 

Обучающиеся должны ясно представлять результат своей деятельности.

При выполнении учащимися творческих проектов, важно придерживаться следующего плана:

  1. выбор и обоснование проекта
  2. выбор и анализ конструкции
  3. выбор материалов и инструментов
  4. выбор оптимальной технологии
  5. изготовление изделия
  6. коррекция изделия
  7. разработка рекламы и товарного знака
  8. защита проектов, оценка, конкурс проектов
Учителю следует обратить внимание детей на использование в работе информации, имеющейся в уголке проектов.

"Уголок проектов" должен содержать в себе следующие основные информационные разделы:

  • основные сведения о проектах;
  • методика выполнения проектов (общий план проектировочной, конструкторской, технологической деятельности);
  • сведения о выборе и обосновании проекта,
  • последовательность выполнения проекта;
  • банк проектов, методика формирования банка идей и предложений;
  • образцы проектов;
  • сведения о возможности применения ЭВМ при выполнении проектов;
  • методику расчета стоимости (себестоимости) различных изделий;
  • рекомендуемая литература.

Мною была проведена экспериментальная работа в 3 классе по программе 1 – 4, с использованием «Метода творческих проектов» по программе Симоненко Виктора Дмитриевича. В ходе моего исследования применялись различные методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы и педагогический эксперимент.

Выяснилось, что всех учащихся привлекает возможность творческого самовыражения, предъявления своей индивидуальности другому человеку.

Большой интерес у детей вызывает сам процесс творческого поиска при решении поставленной перед ними задачи, коллективного обсуждения. Были разработаны такие проекты, как: «Царевна – Лебедь, Золушка и Белоснежка в сказках», «Подводный мир», «Былые времена», «Космос». Ученики воплощали свои идеи в рамках технического и художественного творчества. Успех при выполнении проектов пробуждал интерес узнавать новое, выполнять другую, более сложную работу.
Результаты подтвердили мою гипотезу о том, что использование метода творческих проектов повышает интерес к творчеству.
Однако, делать выводы по эффективности применения данной технологии пока ещё рано, а значит необходимо продолжать работу над данной проблемой.

Использованный материал:

  • Сухомлинский В. А. О воспитании, М., 1979.
  • Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М.: 2003.
  • ru.wikipedia.org/wiki/Учебный_проект копия
  • МЕТОД ПРОЕКТОВ д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat...

Гарбуз Светлана Алексеевна29.07.2013 43840 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar