РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самое важное научить детей самим добывать знания.

Самое важное научить детей самим добывать знания.

Самое важное научить детей самим добывать знания.

Тутукова Ольга, 
учитель начальных классов 
МКОУ «СОШ №234 ЗАТО Знаменск».

Для себя я так определила специфику работы в начальных классах: взяв ребёнка из рук мамы, учитель становится для малыша переходным звеном от семьи к жизни. С одной стороны, я для него источник знаний, с другой – любящая мама. В первом классе учимся без отметок. Учитель выделяет малейшие положительные шаги. Главное при этом – дать ребёнку понять, что он растёт.
В нашей школе все учителя начальных классов работают по программе « Начальная школа 21 века» . Она хороша тем, что открыта для внедрения положительных идей. Мне, например, очень нравится методика формирования теоретического мышления и я использую её элементы на уроках. 

Стараюсь развивать образное мышление, формирую невербальный интеллект (интеллект, который проявляется в выполнении задач, требующих минимального использования вербального материала).

Невербальный интеллект занимает важное место в жизни человека, а образное мышление не менее важно, чем словесно – логическое. Для меня самое важное научить детей самим добывать знания.

Даже накопив солидный опыт работы в школе, я продолжаю искать ответ на вопрос, как лучше подавать науку чисел. Всё время искала что – то новое: читала литературу, посещала уроки коллег. Поиски той системы, по которой я работаю в последние годы, начались именно с этой неудовлетворённости. Мне нужен был стержень, на который можно нанизать содержание. Деление детей на разные группы по структурам мышления – эта идея показалась мне интересной. Эту методику можно использовать на любом уроке. 

Главное – определить , кто в какой группе. Поняв это, можно грамотно формировать задание.

Гуманизация на практике.

Идея о том, что структура мышления состоит из пяти пересекающихся подструктур (кластеров) и у каждого человека какая – то из подструктур доминирует, была подарена миру швейцарским психологом Жаном Пиаже. Методика её использования разработана Ю. Я. Каплуновичем.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

При помощи тестовых заданий весь класс делится на группы в зависимости от доминирующего кластера мышления. Как правило, группы различаются и по уровню знаний. Среди «своих» детям легче договориться друг с другом. Мне, как учителю, гораздо легче строить подсказки, потому что знаешь, на каком «языке» они говорят.

Пример. Раньше на математике, когда мы сравнивали выражения в сантиметрах и дециметрах, нас учили: сначала перевести число в сантиметры, потом наверху поставить знак. И я, когда пришла к детям много лет назад, учила именно так. Сегодня они решают так как удобно им, мне же только объясняют, почему нужно поставить этот знак. Ведь если кто – то решил не так, как в учебнике, - это вовсе не значит, что он не прав. На таких уроках дети зачастую делают открытия сами.

Все говорят: «Нужно гуманно относиться к ребёнку». Но это не больше, чем декларация. Никто не знает, что такое гуманизация на практике. В начальной школе доминирует такое понимание: принимать каждого ребёнка, гладить по голове и приговаривать: «Какой ты молодец!». Правильно, неправильно, молодец. А вот это как раз и негуманно – внушать ребёнку, что он прав в любом случае. Нужно не просто похвалить, а дать каждому возможность мыслить, как ему удобно.

Что тут сравнивать?

Напоследок остановлюсь на кластерах мышления. Они называются: топологический, порядковый, проективный, метрический и композиционный.

Те люди, у которых доминирует топологический кластер мышления, оперируют понятиями и «связанность», «неразрывность», «замкнутость». Если попросить ребёнка описать комнату, он начнёт её описывать замкнуто, слева направо. И тут самое главное – не навязывать ему свой стиль мышления. дети чувствуют, что нужно сказать учителю, чтобы он их похвалил, подстраиваются под взрослого и в итоге ломают себя.

Порядковый кластер произошёл от слова «порядок». Люди с этим доминирующим кластером любят выстраивать всё по порядку: структурировать по размеру, по величине, по форме. Они хорошо ориентируются в пространстве относительно себя и другого человека: ближе – дальше, больше – меньше. такие дети любят алгоритмы.

Проективный кластер – от слова «проекция». Если такой кластер хорошо развит, то человек может видеть объект с разных точек зрения. Он запросто спроецирует его на другую область. Такие дети любят всевозможные графики, схемы. Если вы дадите такому ребёнку задание описать комнату, он начнёт сравнивать предметы, давать им эпитеты: не просто занавески, а «небесно – голубые» - они у него проецируются на небо.

Метрический кластер – от слова «метрика», «измерение». Дети с таким ведущим кластером любят измерять всё точными числами. Если они начнут описывать комнату, то посчитают, сколько в ней кроватей, сколько у кроватей ножек. Для них важны числовые соотношения и размер.

Композиционный кластер позволяет представить общее в виде составляющих частей композиции. Если ребёнок с таким доминирующим кластером начнёт описывать комнату, то он остановит своё внимание на составных частях. Ему не важно, что и в каком порядке расположено. Важно другое – что всё это находится в одном месте, и состоит из каких – то элементов. При желании они могут комбинировать эти элементы. Такие дети легко выделяют главную мысль, потому что знают, из чего она состоит. Этот кластер проявляется в старшем возрасте. Хотя у меня в классе есть такой учащийся. Очень часто я прошу его работать одного. Он мыслит очень нестандартно, чему мы всегда удивляемся. Например, при сравнении именованных чисел метристы быстро перевели всё в единые единицы измерения и сравнили. Порядковцы заявили: «Посмотрите, это метр, он больше, а это сантиметры, они всегда меньше. Что тут сравнивать?» , а он говорит: «Тут метр, а тут сантиметры. Метр это целое, а сантиметр его составляющее и может метр только дополнять. Получается, сколько бы ни было сантиметров, всё равно метр больше, потому что он целое , а всё остальное составные части».

Таким образом, независимо от типа мышления ребёнок может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой ребёнка, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Таким образом, применение данной методики обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Список литературы: 
А.В. Смирнов «Образовательные кластеры и инновационное обучение».
Ю.В. Громыко «Что такое кластер и как их создать»
Интернет-ресурсы : htt://www.bd i.spb.ru

Тутукова О. С.01.08.2013 15830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar