РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Знакомство с русским народным костюмом на занятиях в школьном кружке

Знакомство  с русским народным костюмом на занятиях в школьном кружке

«В народном искусстве с изумительной диалектичностью органически соединяются традиционность с творчеством нового». Из предисловия Д. С. Лихачева к кн.: Н е к р а с о в а М. А. Народное искусство как часть культуры.

Умение мыслить, искать и принимать новые решения – это качество, без которого немыслимо обучение.

Одной из главных задач моих занятий – это продолжить совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках технологии, а также повышать мастерство и развитие творческих способностей учащихся.

Один из разделов моей рабочей программы кружка "Умелые руки" посвящён изучению орнамента и кроя русской народной одежды.
Рассказывая о традиционном русском костюме, подчёркиваю, что его особенности складывались в течение многих веков, как и развитие декоративного искусства, и является наследием культуры прошлого нашей России. Народный костюм отражает специфику культуры и художественный вкус народа. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов). 

Сарафан - в переводе с иранского - это значит «одетый полностью».

В каждой губернии были свои сарафаны и свои названия: «ферязь» - в Ярославской и Новгородской, «саян» - в Тверской и Московской, «сорококлин» - в Смоленской, «китайка» - в Калужской и т.д.

Сарафаны эти выполнялись из шелка, шерсти, льняного холста, а впоследствии - из фабричного ситца. Узоры были простые - в основном растительные мотивы с изображением местной флоры: цветов, листьев, ягод, полевых или лесных трав.
Приобретая теоретические знания и практические навыки, ребята создают своё изделие, познают радость от преобразования обычного материала в художественное произведение.

Чтобы занятия были интересны и не скучны, придумываю фасоны сарафанов и платьев в народном стиле по форме стеклянных бутылочек (как наглядное пособие).

Например, работа «Утушка» с гжельским орнаментом оформлена тесьмой синего цвета и кружевом голубого цвета на белой ткани. Так как, особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Головной убор – высокий кокошник на каркасе, из белого шёлка, отделан бусинами. Завязывается сзади широкими белыми капроновыми лентами с длинными концами. (Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма). Причёска – длинная русая коса, вывязанная крючком.

Остальные русские красавицы выполняются тоже с учётом характерных особенностей народной одежды.
Мои занятия творчеством помогают детям развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения, воспринимать форму, объём, цвет.

Организовываются и проводятся школьные выставки детского творчества, посвящённые развитию интереса к истории народной культуры. Эти выставки нужны детям, так как для них это радостное событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности.

«Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее». 

Мерцалова М.Н.

Использованный материал:
1. Из предисловия Д. С. Лихачева к кн.: Н е к р а с о в а М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983. — С. 5—6.
2. narodko.ru›article/vio/carafan.htm
3. ru.wikipedia.org›wiki/Кокошник (головной убор)
4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма [1988]

Гарбуз Светлана Алексеевна04.08.2013 15900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar