РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование мировоззренческих установок восьмиклассников в системе уроков развития речи

Формирование мировоззренческих установок восьмиклассников в системе уроков развития речи

В современной России осознается падение нравственно¬сти молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Философы, социологи, поли¬тологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их твор¬ческое переосмысление. В этой связи становится понятным особое значение формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В данном процессе велика роль родного языка. Поэтому в новом стандарте русский язык определяется как предмет духовный, мировоззренческий, т.е. формирующий систему взглядов и воспитывающий «гражданина, патриота».

Подростковый возраст — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.

Учитывая бедность учебных пособий по русскому языку уроки «развития речи» являются самым актуальным приемом в формировании мировоззренческих установок учащихся. Поэтому мною было проведено исследование , цель которого состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке методической системы по формированию у учащихся 8-го класса ценностной картины мира на основе мировоззренческих концептов в процессе речевого развития школьников.

Т.о. была выдвинута гипотеза: целенаправленное и осознанное формирование национальной картины мира на основе мировоззренческих концептов в процессе речевого развития школьника способствует развитию ученика как «человека культуры» (в понимании М.С. Библера) и целостной личности, обретению им ценностных ориентаций и смысла жизни, а также свободы речевого оформления.

Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы работа проводилась поэтапно.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень сформированности лингвокультурологических знаний и умений восьмиклассников на основе осмысления и переживания ими гуманитарно значимых концептов.

1.  Учащимся было предложено написать сочинение на тему: «Мое представление о вечных ценностях».

В задачи эксперимента входило: 

 

  1. установить перечень известных школьнику духовно-нравственных концептов, входящих в мегаконцепт «Вечные ценности»; 
  2. определить смысловые изменения в наполнении указанного мегаконцепта в разных возрастных группах; 
  3. рассмотреть способы концептуализации этических концептов.

 

Из представленных в таблице данных можно увидеть, что высок рейтинг семьи как ценности, что не противоречит данным, констатирующих высокую степень сплоченности и солидарности в системе отношений «отцов и детей». Скорее всего это связано с формированием у подростков средства защиты на пороге вхождения в более широкий социум. Но, есть работы, где учащиеся отмечают непонимание, даже обиду во взаимоотношениях с родителями. Чаще всего эта проблема затрагивается подростками из неблагополучных семей.

Я установила, что концепт «дружба» является для подростков одним из самых актуальных ценностей. Во многих работах она возведена на пьедестал. Авторы этих работ считают, что в основе дружеских отношений лежит личный интерес, что свидетельствует концепция разумного эгоизма, выражая пользовательское отношение к другу. Христианское осмысление дружбы встретилось только в нескольких работах (умение дружить – это божественный дар). Это привело меня к выводу, что необходимо в работу внедрять концепт «толерантность»

Также одной из ценностей является «свобода». Это понятие интерпретируется подростками как отрицательное, т. к под ним понимается свобода в выборе поступков и действий.

Отнесение концепта «деньги» к вечным ценностям объясняется давлением на подростка потребительски ориентированной среды, способной деформировать сам смысл жизни, вызывая в детях стресс и напряжение. (В нашем мире все можно купить, а не достичь трудом).

Т. о. можно сделать вывод, что доминантной формой этического сознания наших респондентов является форма наивного понятия. Наши респонденты в своем большинстве не готовы к языковой/речевой форме репрезентации духовно-нравственных знаний и представлений, поэтому «переживание» телеономных концептов у них, по-видимому, осуществляется в основном за границами языка.  

2. Мною был проведен диагностический опрос «Три смысловые доминанты», целью которого было определить три наиболее значимые и актуальные для школьников проблемы, связанные с формированием «практической философии» человека.

В ходе исследования решалась конкретная задача: установить, какие концепты «практической философии» наиболее востребованы современными подростками. Респондентам был предложен список тридцати тем морально-этического содержания, представленных или понятиями – антиподами, или понятиями – «друзьями». От них требовалось выделить (обвести в кружок цифру) три темы, которые они считают наиболее важными, актуальными и интересными для себя (если есть необходимость. Восьмиклассники проявили устойчивый интерес к четырем темам морально-этического содержания: Вера. Надежда. Любовь , Свобода , Воля , Радость, Удовольствие . Таким образом были определены актуальные темы уроков речевого развития, разработана система уроков для освоения учащимися «вечных ценностей».

3. Диагностический прием «Трех пословиц».

Задача эксперимента: установить отношение современных школьников к когнитивным, аксиологическим и поведенческим стереотипам, составляющим этническое сознание и хранящимся в паремиологическом фонде языка (пословицах и поговорках). Для констатации установок современного этнического сознания респондентам было предложено из предъявленного списка в 40 пословиц назвать сначала

 

  1. три пословицы, которые отражают ценности (принципы) современной жизни;
  2. три пословицы, которые, на их взгляд, противоречат ценностным установкам, принятым в современном обществе;
  3. три пословицы, которые входят в личный «символ веры».

В ходе обработки материалов диагностического среза «Три пословицы» было установлено, что остроение современной мировоззренческой модели обучения языку и речи невозможно без учета ситуации когнитивного диссонанса, в которой существуют наши ученики, для которых два элемента знания: знание нравственных законов, по которым должен жить человек, и знание того, что сейчас по этим законам жить нельзя, - находятся в отношениях непримиримого противоречия.

 

Результатом теоретического исследования и констатирующего эксперимента явилась разработка и обоснование системы лингвоконцептоцентрических уроков развития речи в 8 классе на основе мировоззренческих концептов («свобода-воля», «добро-зло» и «толерантность»). Изучение данных мировоззренческих лингвоконцептов опирается на принцип лингвоконцептоцентризма в преподавании родного языка и в формировании языковой личности, понимаемый как направленность концептуального анализа на присвоение учеником культурных смыслов в процессе его «диалога» с культурными концептами, отражающими взаимосвязь языка и культуры. 

Совершенствование и разнообразие методического инструментария позволяет осваивать язык как культурно-духовный феномен, слово и понятие «делать собственностью ребенка» (Л.С.Выготский), ведь культурой («царством смысла» - Ф.Феникс) нельзя овладеть, ее можно только присвоить. Постепенное «вхождение» в мировоззренческие концепты (с учетом индивидуально-возрастных особенностей восьмиклассников) – это и есть присвоение (=осмысление и переживание) конкретной «культурной темы» в языке и литературе, причем присвоение рефлексивное, «событийное», предельно личное, определяющее отношение ученика к «ключевому слову» русской культуры. Ведущим жанром речи экспериментального обучения, реализующим когнитивно-творческую деятельность учащихся, в 8-м классе является метафорический портрет слова и эссеистический текст. 

Итогом контрольного эксперимента стали творческие работы учащихся:

1. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

На основе высказывания Д.С.Лихачева напишите эссе: «XXI век - век толерантности, а не жестокости и нетерпимости».

2. Напишите эссеистический текст этического содержания, используя в качестве эпиграфа следующие строки:

Есть люди необычной доброты.

Её всю без остатка отдавая,

Горят, как маленькие яркие костры,

Своим теплом нас согревая (текст взят из Интернета)

3. Напишите эссе на тему: «Что лучше: быть свободным или вольным?»

Анализ результатов экспериментального обучения показал эффективность предложенной методической системы уроков, при которой в результате специально организованной деятельности ученика происходит своеобразное «окультуривание» личного опыта, школьника, его обогащение и преобразование. Работу в этом направлении необходимо продолжать, систематизировать, только в этом случае можно рассчитывать на духовно-нравственное, толерантное, свободное БУДУЩЕЕ страны.

Гаврилова Ольга Вадимовна05.08.2013 11700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar