РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегрированно-дифференцированный подход - путь успешного овладения английским языком.

Интегрированно-дифференцированный подход - путь успешного овладения английским языком. Учитель английского языка 
МБОУ «СОШ №28» г. Северодвинска 
Афанасьева Ольга Сергеевна. 

Теоретическая интерпретация.

Обобщенный мною опыт по теме интегрированно-дифференцированного подхода к обучению учащихся английскому языку базируется на идее о концепции модернизации народного образования, в которой определены три цели:

  1. расширение доступности образования;
  2. повышение качества образования;
  3. повышение эффективности образования.
В системе нашего российского образования имеются некоторые проблемы:
  • подготовка выпускника к предстоящей жизни. Переход к постиндустриальному информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Этими качествами наш выпускник пока что не обладает, и эта проблема, по моему мнению, связана с другой:
  • содержание образования в форме готового знания по отдельным дисциплинам формирует разрозненное знание о мире. Поэтому выполнение вышеперечисленных целей, стоящих сегодня перед образованием, так или иначе, связано с формированием целостного восприятия мира и себя как активной личности в нем.
Формирование целостного восприятия мира напрямую связано с расширением и углублением межпредметных связей, которые могут более успешно осуществляться через интегрировано-дифференцированный подход к обучению[2c.65].

В решении задачи воспитания творчески активной, подготовленной к жизни личности важную роль играет иностранный язык, в преподавании которого имеется тоже достаточно проблем, главная из которых кроется, по моему мнению, в оторванности преподавания от естественных условий социальной жизни.

Один из путей решения данных проблем лежит через интегрированно-дифференцированный подход к обучению учащихся иностранному языку [3c.23].

Интеграция – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Интегрированный подход способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры общения. Альтернативность и вариативность мышления – возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза [1c .76].

Практическая часть

Апробировать данный подход я начала в начальной школе.

Проведение интегрированно-дифференцированных уроков идет по таким направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Мною используется следующие элементы интеграции на уроках английского языка: соединение речи и картинок; соединение речи и музыкально-ритмических элементов; соединение речи и движений; соединение речи, музыки, положительных эмоций, слуховых, зрительных и кинестетических (двигательных представлений); соединение речи и элементов естественных коммуникативных ситуаций в диалогах, ролевых играх, запросе и обмене информации (обсуждение).

После удачной апробации данного подхода в начальной школе я стала шире применять его на средней ступени обучения.

Следует отдельно обратить внимание на этапы подготовки и проведения интегрированно-дифференцированного урока, которые объединяют в себе подготовительную, основную и заключительную части. Особое значение имеет подготовительный этап.

Алгоритм работы с учителями-предметниками по подготовке к данному уроку:

Цель: выработать единый план действий по подготовке и проведению урока.

I. 

1. изучение программ учебников, пособий, научной и методической литературы;

2. согласование учебных программ по предметам и времени на их изучение;

3. выявление тем уроков, по которым будет осуществляться межпредметная связь;

4. составление тематического планирования с учетом интеграции.

II. Определение цели и задач урока, приемов организации учебной деятельности:

1. обсуждение и формирование общих понятий и терминов;

2. распределение нагрузки между учителями – предметниками при подготовке к проведению урока;

3. выбор форм урока;

4. отбор учебного наглядного материала, оборудования.

Результат: Создание новых оптимальных моделей интегрированных уроков вследствие совместной творческой работы учителей- предметников.

Правила для учителей-предметников для основного этапа (проведение урока):

  1. объявление темы целей и задач урока учителями-предметниками, ведущими урок;
  2. подача ясных и четких установок при переходе с одного этапа урока на другой, не забывая при этом делать выводы по каждому из них;
  3. оптимальное распределение учебного времени на выполнение заданий учащимися;
  4. не забывать о контроле и учете деятельности учащихся после каждого вида работы;
  5. сохранять доброжелательность уверенность и взаимовыручку при явно отрицательных моментах урока;
  6. обязательно подведение итогов урока, желательно со стороны учеников.
Памятка при заключительном этапе данного урока:
  1. проведение анализа урока между учителями-предметниками;
  2. беседа с учащимися по выявлению положительных и отрицательных мнений об уроке;
  3. выработка стратегических задач по дальнейшему изучению данной или последующих тем урока.
Результативность тесно связана с ролью интегрированных уроков в обучении языку.

Интегрированно-дифференцированные уроки способствуют:

  • формированию коммуникативных умений в 4х видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письме) с учетом потребностей каждого ученика.
Контроль говорения я осуществляю через: монологическое высказывание по теме; диалог (парная работа); полилог (групповая работа, самая эффективная при проведении интегрированно-дифференцированного урока).

Проверка аудирования происходит через: ответы на вопросы по тексту; заполнение пробелов в тексте; восполнение пропущенной части предложения; поиск соответствующих предложений с текстом.

Отрабатываю следующие виды чтения: изучающее; ознакомительное; просмотровое.

Проверку письма осуществляю через: написание письма другу за границу; выполнение тренировочных письменных работ в классе и дома; самостоятельное написание темы.

Интегрированные уроки способствуют:

  • повышению уровня учебной мотивации учащихся через мобилизацию ресурсов для осмысления и раскрытия окружающего мира; 
  • отсутствию равнодушных к происходящему, вовлечению в активную работу слабых учащихся;
  • активизации самостоятельной деятельности учащихся;
  • повышению творческого мышления учащихся, выражению ими собственных мыслей и чувств, особенно, в классах с углубленным изучением английского языка;
  • повышению интереса к предмету, повышению качества ЗУН.
Вывод.

Интегрированные уроки позволяют показать и изучить материал во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Литература:
  1. Комарова Э. Н., Трегубова А. Н. «Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы ин-теграции в целостном обучении иностранному языку» НЯШ № 6, 2000.- 112с. 
  2. Долгова Л. А. «Межпредметные связи как средство мотивации учебно-воспитательного по иностранному языку» НЯШ № 6, 1988.- 112с. 
  3. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе» - М: Просвещение, 1988. – 215 с.
Афанасьева Ольга Сергеевна06.08.2013 12090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar