РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование УУД на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики

Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном мире. Без изменения подходов в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных задач. 

Одной из таких важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться, способность личности к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания занятий.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. 

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним отношу:

  • Целеполагание - как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция - как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Среди познавательных и общекультурных универсальных действий считаю наиболее важным: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановку и решение проблемы,
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
  • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
На своих уроках работаю над достижением следующих метапредметных результатов (представлены на слайде).
В связи с этим я в своей работе использую эффективные способы, приемы, средства и формы организации деятельности учащихся и оценивания их образовательных достижений.

Для осуществления технологического подхода разработала развернутое тематическое планирование (технологические карты) по учебным темам или блокам. Структура карты такова: тема занятия, примерные сроки, перечень предметных результатов с графами «обучающийся научится» и обучающийся получит возможность научиться». Введён раздел «Оценочная деятельность учителя и учащихся» и «Формирование УУД», где указываются виды оценочной деятельности.

Например, такие как: умение использовать готовые критерии, разрабатывать и формулировать новые; работать с эталоном; корректировать свои знания и умения; умение выявлять свои достижения; умения установить границы знания и незнания учебного материала; определять образовательные маршруты; проводить рефлексию своей деятельности; самооценка и взаимооценка; оценка учителя и т.д. Так же прописан перечень универсальных учебных действий, формируемых в данном блоке.

Для формирования УУД в соответствии с ФГОС в свои уроки включаю разные виды деятельности. Для того, чтобы замотивировать учащихся, создать эмоциональный настрой, вызвать интерес к учебному материалу, подготовить обучающихся к предстоящей деятельности, применяю занимательные элементы, задания на смекалку, логику, развитие памяти, внимания.

1) В этом мне помогают современные средства: интерактивная доска, документ камера. (Предлагаю не большой фрагмент урока).

Был представлен фрагмент устного счета, на котором проводится подготовительная работа к получению новых знаний. Результат этого этапа: дети воспроизвели опорные понятия, усвоенные ранее, включились в деятельность самоопределения, через предложенные вопросы, готовы к решению новой задачи. Формировались следующие УУД: осуществление необходимой информации, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка результатов деятельности.

2) Особое внимание уделяю этапу целеполагание. Добиваюсь понимания учащимися того, что им предстоит сделать на уроке. Дети сами определяют тему урока и цели, опираясь на содержание. (вашему вниманию предлагаю следующий фрагмент)

Результат: дети определили тему и цели урока, они понимают чему будут учиться на уроке. Происходит формирование следующих УУД:

-поиск нужной содержательной информации, целеполагание, обзор информации и планирование коллективной работы.

3) Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала организую в виде групповой работы, работы в парах. Дети четко знают алгоритм работы в группе. В качестве помощника в работе предлагаю маршрутные листы, где прописаны этапы работы по шагам. (посмотрите фрагмент).

На этом этапе формирую УУД: - умение работать с текстом, находить нужную информацию, умение договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, умение работать в коллективе.

4) Для обобщения результатов деятельности включаю этап рефлексии. Дети оценивают свою деятельность, активность на уроке по различным критериям либо в баллах, либо ставят себе оценку (самооценку). Использую разного вида листы самооценки, самоконтроля. (пред. Фрагмент урока)

5) Для смены деятельности учащихся на уроке, учитывая возраст обучающихся, их быструю утомляемость, активно включаю разного вида динамические паузы. Например, гимнастика для глаз, для рук-в воздухе нарисовали геометрические фигуры и т.д., или электронные паузы. После таких минуток дети получают не большую разрядку и готовы дальше работать.

В качестве средств реализации технологичности разработаны и введены в практику Сборники с перечнем планируемых результатов обучения для учащихся, выписанных из тематического планирования. Перечни планируемых результатов обучения составлены на основе учебной программы по предметам федерального компонента и стандартов. Кроме планируемых результатов обучения в Сборнике указываю оценку степени усвоения темы в каждом блоке (по результатам контрольных работ, срезов) Применяю разные формы фиксации достижений. Например, фиксирую достижения учащихся по всем видам контроля в Диагностической тетради учителя (это тетрадь, где фиксирую результаты выполнения текущего и итогового контроля и результаты «досдачи» и «пересдачи» учащимися), на Листах индивидуальных достижений учащихся (это графики усвоения учащимися материала по предметам за темы, на которых можно увидеть уровень их обученности). Сводная таблица результатов оценочных листов.

Филиппова Ирина Викторовна07.08.2013 46480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar