РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Предпрофильная подготовка школьников по географии

Современный уровень развития общества предъявляет новые требования к подготовке выпускников школ к жизни и будущей трудовой деятельности. Это связано с целым рядом разных обстоятельств. 

Во-первых, изменяющийся мир профессий сегодня чрезвычайно динамичен. Ежегодно появляются около 500 новых специальностей. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это означает, что человеку надо стремиться овладеть не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями. В-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и навсегда связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием. 

Проводимое мной анкетирование учеников 6-8 классов показало, что только незначительная часть школьников (13%) обращаются за получением профориентационной информации о разных видах труда к учителям. Основная же масса учащихся (87%) предпочитают другие источники информации: 32% подростков обращаются за помощью в решении вопросов выбора профессии к родителям и другим родственникам; 19% - узнают об интересующих видах трудовой деятельности из средств массовой информации; 13% школьников предпочитают советы сверстников в определении собственных профессиональных предпочтений; 11%респондентов вообще не имеют представления, о том, где можно получить интересующие их знания о профессиях.

Подростки имеют крайне слабую информированность о мире профессий, сферах профессиональной деятельности, требованиях, которые предъявляет та или иная профессия человеку. В среднем ученики 6-8 классов называют около 13 профессий. В их число входят наиболее распространенные: продавец, строитель, парикмахер, дворник, пожарный, грузчик, электрик, слесарь, металлург…. А в пятерку самых популярных – водитель, учитель, шахтер, милиционер и врач. Последние из перечисленных профессий были названы большинством учащихся (84%).

Диагностика мотивов выбора профессий свидетельствует, что школьники слабо учитывают возможности и те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку. Поэтому для большинства учащихся (43%) основным мотивом является внешняя привлекательность, престижность профессии. Для 30% подростков в выборе профессии характерны мотивы, связанные с материальным благополучием, учащиеся хотели бы иметь, прежде всего, хорошо оплачиваемую работу. У 22% школьников на первый план вышли внутренние мотивы, связанные с желанием лучше узнать содержание профессии, обязанности специалиста в избираемой сфере труда. 

Эту часть подростков привлекала творческая работа, стремление сделать свою профессиональную деятельность полезной для людей. Хотя внутренние мотивы выбора профессии появлялись не у всех учащихся и при ранжировании стояли только на третьем месте, результаты анкетирования показали, что 87% подростков испытывают интерес к содержанию профессии, 73% школьников хотели бы развивать знания, умения и навыки в избираемой сфере профессиональной деятельности. Приведенные выше факты свидетельствуют о неподготовленности большинства школьников к принятию решения выбора профессии. В этой связи целесообразно в 9 классе предложить школьникам курсы по выбору, а в 10-11 классах элективные курсы, что позволит ученикам более качественно подготовиться к ЕГЭ, приобрести знания и навыки, освоить способы деятельности для решения практических, жизненных задач.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входят в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основные функции:

  1. «надстраивают» профильный курс; тогда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа/класс/, в которой он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
  2. развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном образовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне;
  3. способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. 

Предметные элективные курсы можно разделить на группы:

А) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, они имеют как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

Б) Элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета.

В) Элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу данного предмета.

Г) Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

Д) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

Е) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы, так и не входящего (история астрономии, техники, религии…).

Ж) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических…), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического экспериментов.

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено, что элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

  • способствовать самоопределению ученика и выбору профессиональной деятельности;
  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. 

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации курсов:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  • любопытство;
  • поддержка изучения базовых курсов;
  • профессиональная ориентация;
  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены